[mdk-re] Re: [JT] justtalk о свободном софте

Sergei Aranovsky =?iso-8859-1?q?Sergei=2EAranovsky_=CE=C1_srm=2Eru?=
Вт Июн 19 11:37:00 MSD 2001

Здравствуйте, Михаил,

Mikhail Zabaluev wrote:

> Вовсе не поэтому. Иначе я оставался бы махровым потребителем пиратских
> дисков. Свободный софт дает сообществу его пользователей степень
> контроля, немыслимую для проприетарной продукции -- в принципе, ты
> можешь раскопать там _все_. И улучшить все, что в силах
> человеческих. И воспользоваться софтом в своих, никому доселе не ведомых
> целях и методах.

Я говорю не лично о Вас (и не о себе), а о типичной причине использования
свободного (читай, бесплатного) софта в типичной коммерческой компании. Всё,
что Вы перечислили присутствует, но, по крайней мере пока, не создаёт
критической массы. Кроме того, есть проблема отдачи...

> В мире коммерческого софта другая картина? Если рассмотреть проекты,
> не вышедшие по тем или иным причинам за ворота?

Вы, конечно, правы. Но "за ворота" не выходят, как правило, проекты,
нацеленные на открытый (потребительский) рынок (и делаемые одиночками или
небольшими коллективами). Заказные разработки, как правило, доволятся до
работоспособного состояния (о качестве -- ни звука).
Я не знаю точных цифр, но предполагаю, что доля их (количество проектов)
превышает долю (количество) равнозначных по объёму проектов, выходящих на
открытый (потребительский) рынок.

> Какие-то они все бородатые, эти студенты... У некоторых особенно
> активных, глядишь, и докторская степень, и работа в исследовательских
> центрах за плечами. И у большинства -- эта самая склонность к
> свободному творчеству.

Вот-вот. Именно работники научно-исследовательских и образовательных
центров. И квалификация есть, и склонность к свободному творчеству, и
финансирование (дай бог). Плюс их студенты. В _свободное_ от учёбы/работы
время.
Речь шла о том, что за пределами этого круга успешных примеров мало.

> Вам не думается, что качественные показатели не
> определяются целиком человеко-часами и объемами финансирования? Или
> даже совсем не ими определяются? Я не верю в то, что любая команда
> высококвалифицированных наемников способна создать "хит" просто как
> закономерный результат своей деятельности.

Да, я тоже считаю, что "качественные показатели не определяются целиком
человеко-часами и объемами финансирования".
Да, я тоже не "верю в то, что любая команда высококвалифицированных наемников
способна создать "хит" просто как закономерный результат своей деятельности".

Просто: а) речь не о "хитах" а о массе б) практика показывает что, эта команда
в силу тренированных профессиональных навыков и отработанной технологии
(или, если больше нравится, отработанной "командной игре") сделает "средний"
продукт быстрее и качественнее, чем впятеро большая команда волонтёров.

Что совсем не исключает изготовления превосходных программ волонтёрами
(примеров в
ftp.altlinux.ru/pub/distributions/ALTlinux/Sisyphus/i586/Mandrake/RPMS
масса).

Только вот проблемы это не снимает. Пока разработка св. софта -- личное
дело конкретного исследователя, сделавшего это темой своего гранта, а
софтверные компании с удовольствием используют свободный софт, но не
пополняют его своими разработками (а делать это экономически невыгодно),
опасность исчерпания свободного софта, или, скажем, сужения покрытия
свободным софтом требований пользователя, по-прежнему остаётся.

Это, вообще говоря, не означает полного вытеснения или уничтожения
свободного софта -- в областях, где исходный код критических компонентов
системы жизненно важен, переход на свободный софт, видимо, становится
массовым (в промышленных контроллерах Linux используют с огромным
удовольствием).
Но это довольно узкий круг задач.

С уважением,
-Сергей Арановский