[mdk-re] Fwd: Re: Soft from M$

Чт Янв 25 19:43:01 MSK 2001

Hello Alexander,

AB> Вот еще одно изобретение белорусских законодателей. Даже не знаю --
AB> хорошо оно или плохо? Если будет интерес, могу запостить и сам указ.

Запост(щ?)ите ссылку.

Вообще, забавно. В "общей" законодательной модели (которой Белоруссия
следует, я предполагаю, так же, как и Россия) "объекты
интеллектуальной собственности" находятся в "собственности" (pun _not_
intended) обладателя исключительных прав (т.е. для закрытого софта -
его публикатора). Тексты соглашений с пользователями ("лицензии")
известных мне публикаторов проприетарного софта также следуют этой
модели (см. например, MS Windows EULA; в моей копии написано: "...The
SOFTWARE PRODUCT is licensed, not sold...").

Соответственно, если налоговая модель предполагает обложение этой
"собственности", видимо, субъектом налоговых отношений должен быть
публикатор или его нац. представительство. Вовлекать в них
пользователя будет так же нелогично, как, например, брать налог на
недвижимость (если таковой предусмотрен моделью) с нанимателя жилья, а
не с ее владельца.

Разумеется, по внедрении такой модели соответствующая сумма будет
неявно включена в стоимость лицензии (так же, как сумма налога на
недвижимость неявно включена в квартплату).

А вот стОит ли в исчислении налоговой базы учитывать количество
"пиратских" установок - сложный вопрос. Ближайшая грубая аналогия
подсказывает, что да, поскольку если в мою квартиру кто-то самовольно
въехал и живет там, вряд ли налоговый инспектор сочтет это достойной
отмазкой от уплаты налога на недвижимость. Скорее, скажет: с
налоговыми отношениями это никак не связано, а проблему с самовольным
заселением решайте сами, закон дает вам для этого инструменты.

Любопытно было бы развернуть соответствующую дискуссию. Надо полагать,
в ее ходе адвокаты публикаторов закрытого софта очередной раз
продемонстрируют своеобразие понимания "собственности" в
звукосочетании "интеллектуальная собственность": произвольное
распоряжение без какой-либо ответственности. В правоведении под
"собственностью" понимается обычно нечто иное: определенный комплекс
прав и "антиправ" (ответственности и рисков), с ними связанных и, в
общем случае, их уравновешивающих.

PS: Насколько я знаю по России, по уплате налога на продажу в ходе
сделки по приобретению лицензии на проприетарный софт, сделка
становится налогово очищенной. Это практика, а насколько она оправдана
законами, судить не берусь - там и юрист-то, каковым я не являюсь,
ногу сломит.

--
-- M