[mdk-re] Re: ПОМОГИТЕ НАЧИНАЮЩЕМУ!

Пн Янв 15 15:06:00 MSK 2001

On Fri, 12 Jan 2001 18:31:24 +0200 Aleksandr Blohin <sass на uustoll.ee> wrote:

ВА> Подскажите пожалуйста, что из присутствующей сегодня на прилавках
ВА> литературы по Linux, с вашей точки зрения, достойно внимания!

Я дописал свой "рейтинг". Прилагаю ниже. (Disclaimer: я не смотрел
книгу Робачевского.)

Сухой остаток: я бы рекомендовал новую книжку Уэлша как лучшее
руководство, а Такера с Барнетом - с некоторым сомнением - как лучший
справочник.

Замечания и возражения от кого угодно с удовольствием выслушаю. (Если
они не представляют общего интереса, пожалуйста, offlist).

Saturday, January 13, 2001, 7:32:50 AM, Igor wrote:

> [...]
[skip]
IS> А 155 р. я просто выкинул.
IS> Да и что хорошего могла написать о Unix-e женщина? :-)

Да Вы просто male shauvinist swine :)) Сколько мужиков-то плохих
книжек про юникс и Линукс написали? - целый мусорный бак. (За Немет не
скажу, не читал я ее).

А про женщин осторожнее - есть еще Элен Сиверс с ее очень неплохим
справочником. Выпустят перевод - будет вместо Такера с больой
вероятностью.

Книжная лавка

                           LINUXBOOKS-2000

               Максим Отставнов <maksim на otstavnov.com>

Целая полка попала в мой персональный рейтинг книг по Linux. Еще
больше ≈ не попала, правда, хоть лавку открывай. Из тридцати с лишним
книг по Linux, имеющихся сейчас в продаже ≈ большинство их вышло в
прошлом году ≈ заслуживающими особого внимания широкого читателя я
считаю следующие.

0. Матт Уэлш, Матиас Калле Далхаймер, Лар Кауфман. Запускаем Linux. ≈
Пер. с англ.≈ СПб: "Символ-Плюс", 2000. ≈ 832 с., ил. ISBN
5-93286-011-1

Книга Уэлша и др. "Запускаем Linux" (оглавление и одну из глав см. на
www.books.ru) ≈ перевод третьего издания бестселлера позапрошлого и
прошлого годов от O▓Reilly ≈ занимает в нем позицию номер ноль,
поскольку я не знаю, дошла ли она до читателя в 2000 г. В середине
декабря в магазинах ее еще не было, а в середине января она продается
уже везде.

Как бы то ни было, на обложке написано "Лучшее руководство по Linux",
и это чистая правда: ничего лучше по-русски до сих пор не было. Я
ответственно рекомендую ее всем начинающим пользователям как почти
исчерпывающее руководство. Ее минус в том, что она очень американская,
и остающиеся во многом болезненными вопросы интернационализации и
локализации не освещены. Последнее, впрочем, можно отнести практически
ко всей обзираемой литературе.

1. Мэтт Уэлш и др. Руководство по установке и использованию системы
Linux. ≈ Пер. с англ.≈ М.: Институт логики, 2000. ≈ 438 с.

Если бы нулевая книга была обозначена 2001 г., то книга того же Уэлша
с другими соавторами заняла бы первое место, причем с большим отрывом.
По сути дела, эта книга (рецензию на нее см. в #18[347] от 23.05.00) ≈
прототип и предшественник той. Сохраняет ли она ценность после выхода
"Запускаем Linux"? ≈ По большому счету, нет. Ее основной плюс ≈ глава,
посвященная особенностям установки конкретных дистрибутивов, но она
изрядно устарела.

2. Патрик Фолькердинг, Кевин Ричард и Эрик Фостер-Джонсон. Установка и
конфигурирование Linux: учебный курс. ≈ Пер. с англ. ≈ СПб.: "Питер",
2000 ≈ 496 с., ил., ISBN 5-8046-0084-2

Книжка Фолькердинга и др. (несмотря на питерское название перевода,
это не учебный курс, а руководство) ориентирована, в основном, на
пользователей дистрибутива Slackware, составителем которого является
Фолькердинг и который в "легком" варианте прилагается к книге. Тем не
менее, она может оказаться полезной и пользователям других
дистрибутивов. Она очень ярко, живо и компетентно написана и ≈ это
важно ≈ содержит беспрецедентно подробное обсуждение вопросов,
связанных с конфигурацией графической среды.

Я не включаю в рейтинг книгу RedHat Linux 6.2: учебный курс. Пер. с
англ. ≈ СПб.: "Питер", 2000 ≈ 560 с., ил. ≈ ISBN 5-272-00041-2 из-за
прискорбной ошибки составителей ≈ издательства "Питер" и компании Lynx
BBC ≈ запутавшихся в лицензиях: содержание книги ошибочно маркировано
как GPL. В Lynx на предложение прокомментировать ситуацию дипломатично
промолчали, зато редактор "Питера" Алексей Пасечник признал наличие
сложностей и сообщил, что "[в] настоящий момент все недоразумения с
правообладателем, в основном, улажены ┘ [В] следующем издании
(посвященном Red Hat Linux 7) будут исправлены все допущенные
неточности, и, я надеюсь, подобных конфузов больше не повторится". Я
тоже.

Если отвлечься от вопросов лицензионной чистоты, которые мешают мне
рекомендовать ее книгу впрямую, книжка по 6.2 получилась хорошая и
полезная. //Это, кстати, тоже руководство, а не учебный курс, и его
можно использовать не только с прилагаемым вариантом RedHat от Lynx,
но и с любым другим изданием этого популярного дистрибутива
(www.redhat.com) и производных от него (например, BlackCat Linux 6.2,
www.blackcatlinux.com).//

3-4. Джек Такет и Стив Барнет. Использование Linux. Специальное
издание. ≈ Пер. с англ. ≈ М.: "Вильямс", 2000. ≈ 784 с., ил. ≈ ISBN
5-8459-0069-7; Ричард Петерсен. Linux: руководство по операционной
системе. 3 изд. ≈ Пер с англ. ≈ Киев: BHV, 2000, 800 стр., ISBN
5-7315-0076-2

Не знаю, в каком порядке поставить эти книги. Перевод пятого издания
популярной книги Такета и Барнета ≈ это собранные под одну обложку
сведения, в основном, доступные и из других источников. Она будет
полезна тем, кто не любит лазить по Сети и/или не в ладах с
английским, а любит держать все под рукой по-русски, и может быть
названа, полагаю, лучшей на сегодня в жанре справочника.

Своей педантичностью на нее похожа книга Петерсена ≈ BHV представляет
уже третье ее издание, и за время, прошедшее с 1997 г. и книга, и
перевод заметно похорошели. Но по жанру это руководство, и ему
приходится соревноваться с только что выпущенной "Запускаем Linux",
каковое соревнование и оригинал, и перевод, на мой взгляд, проигрывают
вчистую. Тем не менее, кому-то именно стиль Петерсона придется по
душе, тем более, что самого педантичного и "занудного" автора,
пишущего руководства по UNIX и Linux ≈ моего любимого Марка Собелла
(Mark G. Sobell, www.sobell.com) ≈ у нас почему-то не переводят.

5. Брюс Перенс и др. Debian GNU/Linux 2.2 для Intel x86: руководство
по установке. ≈Пер. с англ., доп. ≈ М.: IPLAbs Inc., Институт логики,
2000 ≈ 161 с.

Как вы думаете, какая разница между книжкой с приложенными дисками ≈ с
одной стороны, и набором дисков с приложенной книжкой ≈ с другой? Если
думаете, что никакой, вам стоит прочитать какое-нибудь серьезное
руководство по PR (например, "Generation "П"" Виктора Пелевина).
Разница ≈ в позиционировании издателя и самого издания.

IPLabs Linux Team отпозиционировалась крайне круто, осуществив первое
в России "коробочное" издание операционной системы на базе Linux и
обеспечив себе тем самым место в истории. Для судьбы самого продукта,
полагаю, позиционирование неудачно: каналы распространения книжек в
России на сегодня на порядок, если не больше, шире, чем для "софта в
коробках".

Тем не менее, книжка в коробке налицо, и она замыкает мой персональный
рейтинг 2000 г. Хороша она своим предметом: это первая книга, целиком
посвященная проекту Debian (Debian GNU/Linux (www.debian.org) ≈ на
сегодня ≈ единственный из популярных дистрибутивов Linux,
разрабатываемый в рамках общественного проекта, а не под крылом
коммерческой компании) и одноименному продукту. А вот перевод,
редактирование и верстка┘ могли бы быть и лучше.
<<<

--
-- Maksim Otstavnov <maksim на otstavnov.com> http://www.otstavnov.com
-- Computerra weekly,