[mdk-re] Re: [mdk-re] Идеологический вопрос.

Alexander Bokovoy =?iso-8859-1?q?ab_=CE=C1_avilink=2Enet?=
Вт Фев 27 11:16:15 MSK 2001

On Tue, Feb 27, 2001 at 10:48:03AM +0300, Arthur V.Sidorenko wrote:
> [...]
>
> Смотрите,  скачиваю  я  программу, например средство разработки. Читаю
> лицензию.  Написано  - можете использовать продукт, модифицировать его
> как  Вам  угодно  и  даже  продавать  за бешеные бабки, если у Вас его
> кто-то  купит.  Кажется,  это  называется  страшным словом BSD. Первое
> впечатление  - Халява, Сэр! Это у нас любят. Вот со второго начинаются
> вопросы:
>
> 1). Зачем?
> Кто  пишет свободно распространяемые программы? Фанаты идеологии, люди
> страдающие  избытком  свободного  времени,  студенты  (типа бесплатная
Пишут те, кому это интересно. Это если вкратце. На самом деле, помимо
перечисленных категорий есть и много других. В экономически развитых
странах работа ученого не считается низкооплачиваемой, а получение
грантов  из разнообразных источников позволяет в рамках реализуемых
исследований создавать в том числе и свободное ПО. Причем этот источник
новых идей и технологий настолько важен, что некоторые компании уже
желают ограничить выпуск подобного ПО (результата исследований на деньги
налогоплательщиков или конкретных меценатов) под открытыми лицензиями, в
то время как для разработчиков это достаточно удобный путь не попасть в
зависимость от кого-либо (если разработчик-ученый достаточно честен по
отношению к своей профессии). Что касается грантов, то например, в этом
году Европарламент на гранты на разработку ПО под лицензиями,
совместимыми с GPL, выделяет 350 миллионов евро. И они не единственны в
своих проявлениях.

С другой стороны, много компаний, которые своей целью ставят написание
ПО под открытыми лицензиями, получая прибыль от сети реселлеров,
совмещенных услуг (к примеру, продажа серверов от VA Linux с "моим"
предустановленным ПО, сертификационные центры, обучение, повышение
квалификации, обслуживание). Интересный пример -- Akamai.net, которая
продает услуги кэширования ПО на своих серверах по всему миру так,
что запрос с Вашего веб-сервера на загрузку некоторого приложения
будет перенаправлен на ближайший к пользователю узел Akamai -- на западе
это, как правило, ближайший к нему крупный провайдер.

> Я  правильно  понимаю, что производитель старается привлечь внимание к
> продукту.  Каким-либо  образом привязать пользователя к продукту, дабы
> потом  содрать  с  него  побольше  за  поддержку  (читай - возможность
> пожаловаться),  издание  специально-заточенных  версий (читай - мы тут
> обкоцали  самое  интересное)? Хотя встречаются продукты и без подобных
> заявлений┘
Не нужно изображать производителя в черных тонах, хотя в коммерческом ПО
такой подход если не превалирует, то по крайней мере, достаточно часто
встречается. С другой стороны, принцип -- не умеешь, давай научу, пусть
и не бесплатно (знания надо ценить, не так ли?) -- ничего плохо под
собой не имеет и применяется человечеством на протяжении большего
периода, чем существует вся компьютерная индустрия.

> 2). Можно ли этому доверять?
> Человека  этого я не знаю, пиво с ним не пил, претензии обычно тоже по
> лицензии  не  принимаются.  А  просматривать любой код, даже открытый,
> больше  50К  ради  успокоения  нервов?  Просматриваются параноидальные
> тенденции.
Просматривайте параноидальные тенденции :-) Для того и существует
экспертиза, peer-to-peer review, независимые исследования, чтобы на их
основании сделать выводы. Не хватает -- проводите собственное
исследование, вопрос только в рентабельности оного и наличии
времени/ресурсов. (замечу, дабы избежать перехода на личности, что "Вы"
в данном контексте выражает обычное английское You как безличное
обращениие к аудитории). Так живет вся индустрия.

> Выходит   так,  что  используя  подобный  продукт,  надо  с  радостным
> энтузиазмом  относится к всевозможным неполадкам. Держать его подальше
> от  мест,  где  возможна  деструктивная  деятельность.  И тестировать,
> тестировать и еще раз тестировать.
Любое использование неспециализированного ПО (не обеспечивающего работу
оборудования в критически важных областях промышленности) можно
рассматривать как тестирование. Вспомните Microsoft Office и связанную с
ним устное народное творчество, хранящее бесчисленное количество мудрых
замечаний по поводу его эксплуатации в тех или иных условиях.

> 3). Проект будет развиваться?
> Кажется,  в  большинстве случаев это не знают даже разработчики. Лично
> мне  не  понятно  как можно выложить заготовку весом исходников в 3М и
> забросить это дело.
Почитайте Безрукова в августовском номере "Байт/Unix" за 2000 год.

> Т.е. не пользоваться начальными версиями и не использовать в серьезном
> проекте  до  выхода  очередной  версии,  тем  самым  убедившись      в
> жизнеспособности.
Задачи иногда не терпят ожидания. Однако после внедрения чего-либо, даже
если некий продукт "созрел" для спользования и более пригоден, чем
внедренное, не всегда легко на него перейти "просто потому, что он
лучше".

--
Sincerely yours, Alexander Bokovoy
  The Midgard Project   | www.midgard-project.org |    Aurora R&D team