[Comm] Обо всем понемногу или Веб-камера Motion Eye (Sony Vaio Picturebook) в ALT Linux [JT]

Владимир Гусев vova1971 на narod.ru
Вт Сен 29 11:02:07 UTC 2009

Делаю метку [JT] для чувствительных товарищей, а для владельцев Sony
Vaio Picturebook может в чем-то это письмо и поможет..

В двух предыдущих тредах ("modules.conf или /etc/modutils.d" и "sonypi
vs. sony_laptop = нерабочий meye") я затрагивал проблему работы
веб-камеры в небезызвестном в свое время субноутбуке Sony Vaio
Picturebook. Так случилось, что у меня появился японский вариант -
PCG-C1VR/BP.
Изначально, при написании тех предыдущих сообщений, а также треда про
проблему sda vs hda (при установке ОС на 2.5" hdd, подключенный
к донорскому комп через спец. переходник) мне удалось установить ОС и
проапгрейдить ее до Платформы 5. Я сменил "родной" 10 гб винчестер на
40 гб поновее, установил по минимуму с донорского компа ALD Lite 4.0.2
(там еще было все в порядке с sda/hda), проапгрейдил до 4.1 (напрямую
до 5 не получится), затем уже до P5. После чего нарастил нужные мне
приложения, обновил ядро до наипоследнего и стал заниматься
устройствами, в частности веб-камерой.

Из треда про sony_laptop ясно, что почему-то ничего не выходило,
несмотря на изучений опций модулей (modinfo) и прочих мануалов
счастливых обладателей этого ноута в Сети.

Тут случилось непоправимое - в одночасье умер тот самый "новый" hdd 40
гб. Он перестал видеться в Биос, при старте ноута слышно, как винт
стартует своими головками, но не более. Видимо сдохла электроника.
Вступив в торги на Молотке за новый винт 20 гб, я решил поставить
старый "родной" 12 гб hdd. И начать все сначала. Теперь об установке и
мыслях возникавших по ходу "тюнинга" системы.

Памятуя о том, что бета-версии ALT linux Lite 4, были почему-то шустрее
финального релиза, я решил для начала поставить одну из бет,
посмотреть, нужно ли мне апгрейдить (уж больно умирал ноут при p5), а
если нужно, то особо не фанатеть и продвигаться в этом направлении
вдумчиво, не гоняясь за "свежестью".

1. Меня поразило быстродействие и кажущаяся интерактивность запуска
таких же приложений, какие я первоначально ставил под p5.

2. Видео от ATI (Rage Mobility) 8 мб удивительно быстро прорисовывало
все окна, не было никаких тянучек а-ля "колышущееся знамя" при
перемещении окон или скроллинге в том же mc.. (вообще что нынешний
intel, что нынешний ati из xorg, становятся хуже в плане
производительности - чем объяснить - не знаю..)

Не хотелось апгрейдить систему, но но главный модуль-драйвер
ввода-вывода для Sony - sonypi - работал как-то половинчато. Да, он
почти заставил веб-камеру работать (появилось устройство /dev/video0),
однако ни при каких опциях изображения не появлялось - черный экран
(проверял вначале uvcview, а после апгрейда до 4.1 - чудной программой
UCView - по-моему самая удобная из трех, заточенных для захвата
изображения с камеры. Конечно никто не отменял xawtv и т.д., но если
есть спец. программа - почему бы и нет). Sonypi уверенно отключил мне
отображение информации о батарее через программы и сам icewm, несмотря
на то, что файл BAT1 присутствовал в системе и был непуст.
Эти и другие доводы вынудили меня на апгрейд.
Сначала я не вспомнил про то, что sony_laptop появился в ядре 2.6.22
(?) и сделал dist-upgrade до финальной версии 4.0.2. Все стало работать
немного медленнее. Но потом я вынужден был обновиться до Бранча 4.1 и
на этом остановиться.

Теперь о быстродействии.. Внимательно изучив алгоритмы очередизации
дисково подсистемы (cfq, noop, deadline, anticipatory), посмотрев, что
у меня сейчас - я решил на основании описаний и более взвешенных
рекомендаций (нежели растиражированный совет "врубать везде cfq")
включить для этой старой машины и в общем-то небольшой дисковой
подсистемы режим anticipatory. Чтобы эффект был и после перезагрузки,
режим включается в lilo.conf командой elevator=as в строке append="..:

[root на vaio ~]# cat /etc/lilo.conf
vga="0x301"
map="/boot/map"
lba32
prompt
timeout="100"
install="menu"
default="ALTLinux"
message="/boot/splash/desktop/message"
append="elevator=as panic=30 splash=silent resume=/dev/hda5"
       ^^^^^^^^^^^^^
boot="/dev/hda"
[..]

Я работаю с этой настройкой довольно давно и очень хочу порекомендовать
разработчикам ВКЛЮЧИТЬ РЕЖИМ anticipatory в дистрибутивах LITE. Причем
очень неплохо было бы во время инсталляции определять объем оперативной
памяти компа и в зависимости от этого параметра выставлять значение
swappiness  - если RAM больше или равно 128 мб, тогда swappiness
остается умолчательным, т.е. 60. Если же RAM меньше 128 мб - выставлять
значение 80. При создании swap-файла в разделе диска хорошо было бы
вписывать по умолчанию параметр монтирования pri=1. Заметно помогает
слабым машинам.
Естественно, что никто не отменял включение DMA и 32-разрядного доступа
для HDD (/etc/sysconfig/harddisks)

Результат по быстродействию и интерактивности запуска приложений
впечатляет. Вместо тормозов отчаянного хруста винтом в p5, получаем
меньшие тормоза и гораздо меньше лишних обращений к hdd. Работа системы
на этой сравнительно слабой машине преобразилась. Работать стало
приятнее, плавнее, что ли. Понятно, что чудес не бывает, но все же
эффект от такой оптимизации налицо..

Ну и конечно же большую роль играет подбор приложений.. Мне кажется,
что в Бранче 5  последующей Платформе 5 (да частично и в 4.1)
библиотека gtk2 сотоварищи стала потяжелее..

Я не рискнул остаться на 4.0, обновив ядро на 2.6.25 из 4.1 - не знаю,
во что это потом может вылиться.. А так - Бранч 4.1 некий компромисс
между удобством и относительным быстродействием.
Естественно, перейдя на Бранч 4.1, я заново пережил неприятные моменты,
связанные с невозможностью autorepeat без предварительного нажатия и
отклбчения CapsLock, pcmanfm - спокойно подключавший съемные носители в
icewm без всяких нареканий, теперь сам этого делать не может, кстати и
по сей день..). в 4.0.2 и раньше - мог..

Какие-то приложения мне пришлось пересобрать из p5 для 4.1 - тот же
pcmanfm, qtrayvolman (очень рекомендую, так как с ivman  у меня почти
ничего не получилось), xxkb, а также легкий gmm, собранный Геннадием из
исходников от Гугла, и ряд других мелких утилит, к которым привык на
своем мощном компе и Платформе 5.

В Sony Vaio PictureBook гаратированно работает - звук, видео, камера,
программное изменение яркости и звука, колесо jogdial выполняет свою
основную функцию - эдакое встроенное колесо мыши. Что касается
навешивания на это колесо функции переключения междуприложениями и
настройками - то из всего, что есть в репозитарии, годится лишь
компонент из vaio-tools - spicctrl, который управляет в т.ч. и
яркостью.. Работа sjog какая-то половинчатая..  Регуляторы громкости и
звука появляются только после ручного запуска sjog, но изменить в них
уровень не представляется возможным. Впрочем к счастью у нас есть
alsamixer, qamix для таких целей.
Насчет встроенного win-модема.. Не пытался завести, хотя от беты 4.0
остался в системе slmodem, но думаю, что не поможет.. Я бы с
удовольствием расстрелял бы того, кто придумал вин-модем, а также идею
брать плату за драйвер модема под Linux..

Хочу отметить очень богатый звук звуковой карты Yamaha из этого Vaio,
благодаря опции pre3D качество басов во много раз лучше, чем у
современного MSI Wind U100.

Насчет настройки веб-камеры Motion Eye в Бранче 4.1:

[root на vaio ~]# uname -a
Linux vaio.gusev.ru 2.6.25-std-def-alt8.M41.5 #1 SMP Tue Aug 18
15:17:50 MSD 2009 i586 GNU/Linux

Дописать в конец данного файла:

[root на vaio /]# cat /etc/modprobe.d/aliases

[..]

alias char-major-10-63 sonypi
alias char-major-81-0 meye

Дописать в конец данного файла:

[root на vaio /]# cat /etc/modprobe.d/options

options sonypi camera=1 fnkeyinit=1
options sony_laptop compat=1 camera=1
options meye gbuffers=32 video_nr=0

Возможно, что строчка про sonypi здесь лишняя, но я оставил, пусть..

Поставить программу захвата изображения по вкусу (у меня ucview) и
наслажадаться...

P.S. Не знаю почему, но на этой камере гораздо выше FPS, чем в новом
MSI Wind U100, что ли... В Wind изображение при движени объекта перед
камерой жутко тормозит, смазывается. В Motion Eye  - как в телевизоре,
все интерактивно, без инерции изображения... Может быть надо посмотреть
параметры модуля - пока не думал..

Владимир Гусев

Владимир Гусев