[room] Как сберечь нервные клетки начинающим

Геннадий Ищенко anarhoret на mail.ru
Чт Мар 26 16:51:30 MSK 2009

Уже пару лет в Интернете в разных источниках делаются прогнозы
о массовом внедрении Linux и в государственных учереждениях, и в
школах, вузах. Причем сроки называют вроде "вот еще год и все,
дело пойдет". Кое-какие успехи действительно есть, но вообще дело
идет туго. Мне кажется, что одна из основных причин состоит в следующем.
По своим техническим возможностям современный Linux практически не
уступает Windows, а кое в чем и превосходит. Он еще сложнее в
использовании, но с каждой новой версией это различие постепенно
стирается. Но есть одно большое НО. Для эффективного использования
системы и особенно прикладных программ пользователь Linux должен
знать гораздо больше пользователя продукции Майкрософта. И если по
Windows информации выше крыши, то с Linux дело обстоит прямо
противоположным образом. Все осложняется тем, что несмотря на общность,
все дистрибутивы Linux имеют ряд существенных различий с точки зрения
пользователя. По ALT Linux (если не считать Master 2) имеется только
очень неудачная с моей точки зрения книга "ALT Linux снаружи и изнутри".
Недавно вышла еще книга какого-то автора с большим количеством ошибок.
(это обсуждалось в community). Из своего опыта могу сказать, что нужно
потратить уйму времени и настойчивость для того, чтобы научиться
грамотно работать в Linux. Такая "грамотность" относительна и касается
тех вопросов, в которых я разобрался самостоятельно или с помощью
рассылки и не гарантирует от грубых ошибок в дальнейшем. Тема отсутствия
литературы уже давно и неоднократно поднималась в рассылках, но дальше
говорильни дело не пошло. Я понимаю, что в ALT Linux Team довольно мало
народу и нужно "гнать" новые дистрибутивы. На писанину времени не остается
даже при том, что наверняка все осознают, что дистрибутив, к которому появиться
толковое описание, получит большое преимущество в части распространения.
Психология же человека такова, что если перед ним стоит выбор из нескольких
возможностей, то в 90% случаев он выберет самый простой и легкий.
В Windows, например, чтобы установить сетевой принтер достаточно запустить
мастер настройки и тупо следовать инструкциям. В Linux все тоже очень
просто, КОГДА ЗНАЕШЬ КАК. У меня есть предложение. В рассылке тусуется
много достаточно грамотных людей. Взяли бы и написали коллективно руководство
к дистрибутиву ALT Desctop 4.1, например. Сначала коротко общие сведения о
системе, отдельно о графической части. Потом основные замечания по установке
системы. Далее дать представление о софте. При этом не надо расписывать работу
с Open Office. Разбить софт на разделы, например:
Мультимедия (аудио и видео проигрыватели, основы видеомонтажа).
Работа с фото, работа с графическими редакторами. Соединение с Интернетом,
броузеры. Эмулятор WINE (с примерами установки 1С Бухгалтерия, Гарант, игр).
Очень коротко о текстовых редакторах. Отдельно надо написать о работе в
режиме командной строки, причем совсем немного и чисто утилетарно, приводя примеры
особенно полезных программ. Дать информацию о действиях при зависании системы,
по восстановлению системы и загрузчика.
В конце я бы дал информацию с конкретными примерами для "начинающих сетевых
администраторов" по организации смешанных сетей (с Windows и Novell), подключению
сетевых принтеров, создание X-терминалов, удаленный рабочий стол и т.п.
Немного подумав, можно дописать еще много полезного, например, раздел подключения
дополнительных устройств. Главное это и простота изложения и достаточность для
решения возникающих вопросов. Кстати, книга необязательно должна быть всеобъемлющей.
Можно выпускать и отдельные книги малого объема по отдельным вопросам, например,
"Мультимедия в ALTLinux", "Сетевые технологии в ALTLinux" и т. п. Если сложности с
изданием можно хотя бы размещать эти книги (статьи) на одном из сайтов ALT.
Есть, конечно, и другие пути. Не зря появился дистрибутив Linux XP, где "все как там".
Если люди сосредоточились не столько на качестве, сколько на форме, они ставят
наверняка на косность пользователя и ваккуум информации по большинству дистрибутивов.
И уже РосИнформЗащита начинает проталкивать этот дистрибутив в своей зоне ответственности.
Как тема для дискуссии? С уважением, Ищенко Геннадий