[room] [Comm] химическую рисовалку кто спрашивал?

Пт Апр 27 05:38:25 MSD 2007

Утро доброе!

27.04.07, Aleksander N.Gorohovski написал:
> Sorry,
> заканчиваю (если можно в "личку")

Я всего-лишь опасался, что из community@ могут попросить в виду
офтопика. Но раз Михаил сказал, что это не совсем конкретный офтопик,
то можно и продолжить. :)  Но всё же отвечаю в smoke-room (и копию
личкой на всякий случай).

> Мне, тоже по мере надобности приходится снимать дифрактограммы (ДРОН УМ1),
> но пока лишь для фазового анализа
> (написал программу расшифровки и собрал ручками БД на основе ASTM, около
> 6500 фаз).

Ну, рентгенофазовым анализом особо не занимался. Максимум
порошкограммы снимаю для того, чтобы показать, что структура
конкретного кристалла соответствует всей фазе (сравнение расчётной и
ихмеренной порошкограмм).

> А под ALT Linux у Вас получилось её собрать?
> Насколько я знаю в основном её пользуют под DOS (возможно я ошибаюсь)
> к моему большому сожалению не нашлось рядом добрых людей показать как
> с ней работают.

Там все программы консольные, на входе текстовые файлы, на выходе
текстовые файлы и вывод на экран. Так что ничего специфичного для DOS
там нет. Мало того, на сколько я знаю, этот пакет изначально писался
под юниксы. Написан на fortran-77, так что с компилированием проблем
нет. Но я в общем и не компилирую обычно, использую готовые бинари,
разницы особенной нет.

> банк данных? Не подскажите где его обычно можно найти

Сужествует 2 банка структурных данных: для органических соединений и
для неорганичаеских соединений. Оба покупаются за деньги. Банк
органических структур наиболее развит. И не смотря на название, там
есть структуры не только собственно органических соединений. Туда
попадают все структуры, в которых есть хоть одна органическая
молекула. А потому там полно координационных соединений.

У нас в институте есть оба банка, причём банк органических структур
обновляется каждые пол года. Банк неорганических структур старый, да и
вообще получен скорее нелегально.

Во многих статьях, в которых публикуют структуры, есть ссылка на номер
структуры в банке данных (можно по этому номеру вытащить структуру с
сайта банка бесплатно), или можно вытащить cif-файл со структурой из
Supporting Information к статье с сайта журнала.

> А в ней есть этот самый банк данных cif-файлов

Нет, она только для рисования. Но она может работать с банком
органических структур, да и она идёт вместе с ним, но может быть
скачана бесплатно и отдельно от него.

> Наверное я неправильно сформулировал мысль из-за того, что не приходилось
> работать с той же SHELX-97 и плохо представил, что и в каком виде обычно
> задают
> для расчёта структур. Рефлексы? Элементный состав кристалла?

Для определения структуры необходимо как минимум: параметры ячейки и
файл с интенсивностями померянных рефлексов, проиндексированных в
данной ячейке. Далее по этим данным происходит определение
пространственной группы симметрии и записывается исходный вводый файл
для програмы решения структуры. Этот файл содержит сведения о
параметрах ячейки, симметрии и примерном составе. На программу,
которая решает структуру (находит модель) подаётся этот файл вместе с
файлом с рефлексами. На выходе получается файл подобного же формата,
содержащий пики электронной плотности, которые надо соотнести с
атомами. Некоторые атомы (в основном тяжёлые) определяются
автоматически на этом первом шаге, но не всегда верно. Далее
происходит итеративный процесс, когда человек обозначает найденные из
фурье-синтеза пики как некоторые атомы и прогоняет уточнение методом
МНК. Когда все атомы отнесены, структура считается решённой.

Пример, как это делается есть в мануале к пакету SHELX-97, ссылку на
сайт которого я давал выше. Мануал можно скачать свободно с сайта.

> Удивительно, что никто даже не перевёл. Мне кажется это очень интересно.

Ну, это требует некоторых усилий от специалиста, который это будет
переводить. Вообще, издавать научную литературу у нас в стране трудно.
Продаётся она плохо, не в пример женским романам и детективам, стоит
дорого, труд переводчика никто оплачивать не спешит. А переводить на
халаяву никто не хочет. Специалисты и на английском языке прочесть
смогут. Так что без участия государства или каких фондов с изданием
научной литературы у нас в стране плохо. Тем более по такой узкой
области, как кристаллография и структурный анализ.

> Через интернет?

Не, зашёл в магазин и купил одну. Две другие в библиотеке откопировал.
Я щас нахожусь в Южной Корее. Тут в книжном магазине при университете
можно купить литературу на английском языке, причём даже дешевле, чем
в европе или америке. Я уже купил себе несколько книжек, того же
Коттона последнее издание. Вот только это всё тяжёлое, как домой везти
буду...

> Да, согласен.
> Премного благодарен,
> Извините, что утомил Вас и остальных (кто не спит) наивными вопросами.

Да не, меня таким сложно утомить. Я про это могу долго говорить. :)
Так что если етсть вопросы -- спрашивайте.

--
Всего доброго,

Денис.