[room] УПА и прочие

Aleksey Korotkov =?iso-8859-1?q?ziga_=CE=C1_udm=2Enet?=
Пн Сен 5 00:55:01 MSD 2005

On Thu, 1 Sep 2005 13:23:25 +0300
Nick S. Grechukh wrote:

NSG> не только. но например Бендера - изучите вопрос. что Вам
NSG> известно о роли УПА в WW2 ?

Изучил. Раньше был знаком в общих чертах. Теперь ознакомился
более основательно. С делами ОУН-б, ОУН-м, УПА, УНА, УНСО.
Кстати, не Бендер, а Бандера.

Владислав Рябчиков. "Нынешние герои Украины" - История ОУН как
она есть.
http://ua.mrezha.ru/Heroes. htm
А. Баташев. "Эсесяки".
http://ua. mrezha.ru/ss-bat.htm
А. Баташев. "Как ОУН с УПА воевало".
http://ua.mrezha.ru/ounvsupa.htm
Ю. Соломатин. "Коллаборационизм на Украине: прошлое, настоящее,
будущее".
http://ua.mrezha.ru/kollabo.htm
О. Романько. "Деятельность организаций украинских
националистов на территории Крыма (1941-1944). Политический и
военный аспекты вопроса ".
http://ua.mrezha.ru/romank.htm
В. В. Помогаев. "Украинский национализм: маски и лицо".
http://ua.mrezha.ru/mask.htm
В. Полищук. "Горькая правда. Исповедь украинца".
http://ua.mrezha.ru/bit-tru.htm
А. Осташ. "ОУН-УПА и их адвокаты".
http://ua.mrezha.ru/ostash1.htm

Вот выдержки из первой работы.

Евгений Коновалец, создатель УВО-ОУН и бессменный лидер
украинских националистов, был уроженцем Галиции. Во время первой
мировой войны служил в австрийской армии, дослужился до
прапорщика. После Октября познакомился с Петлюрой и так
понравился ему, что одним росчерком пера был произведен в
полковники сечевых стрельцов. Командовал корпусом и носил титул
"пана атамана".

В 1933 году к власти пришел Гитлер, и "пан атаман" начал
сотрудничать с Абвером. В 1934 году завязал знакомство с
гестапо, работал с Р. Дильсом и К. Мотцом.

В 1938 году Евгений Коновалец был убит в Роттердаме советским
разведчиком.

В 1923 году польские власти начали активную борьбу с УВО. В
результате этого "организацию" покинуло большинство ее членов, а
"провод" бежал в Германию, к главному врагу Польши. За
соответствующее вознаграждение под руководством рейхсвера
украинские националисты обязались вести подрывную деятельность
против Советской Украины. При этом надо отметить, что некоторые
члены УВО охотно подвергались перевербовке. Например, один из
активистов в окружении Коновальца Барановский сотрудничал с
польской "дефензивой" (разведкой), получая ежемесячно 200 злотых
(факт этот он подтвердил на судебном процессе в Самборе в 1933
году). "Премьер" Стецько работал и на немецкую, и на итальянскую
разведку...

Коновалец подписал письменное соглашение с начальником отдела
немецкой контрразведки полковником Гемпшем приблизительно в
1923-1924 году (документ N 7, "Обвиняет земля"). Германия
выделяла ежемесячно украинским националистам 900 марок, но
требовала взамен выполнения задач, с которыми УВО самостоятельно
справиться не могла. Поэтому в Восточной Галиции началась
активная вербовка новых рекрутов из числа учащейся молодежи.

Крепкая дружба ОУН с фашистами завязалась еще в 20-х годах.
Националисты и национал-социалисты были родственными по духу
организациями, что подтверждают программные документы ОУН. В
частности, в параграфе 6 "Естественные движения": "Таким
движением является украинский национализм, у немцев - гитлеризм,
в Италии - фашизм..." ("Обвиняет земля", с. 27).

Впрочем, тогда руководители УВО-ОУН предпочитали не афишировать
своих связей с фашистами по причине, которую указал сам
Коновалец на конференции в Берлине в 1933 году.
"Национал-социализм не имеет много друзей во всем мире, и
выявление связи украинского национализма с германским
национал-социализмом непременно приведет к нашей изоляции".
Правда, это высказывание не помешало Коновальцу назначить Р.
Ярого и Н. Сциборского представителями ОУН при штаб-квартире
НСДАП. Один из них встречался с командиром штурмовиков
"Стального шлема" (СА) Эрнстом Ремом. Шеф штурмовиков пообещал
финансовую помощь и включение ОУН в СА с целью обучения ее
боевиков ("Марксизм и современность", N 1-2, 1996). В нее
входила так называемая трудовая повинность - несение охраны в
концлагерях.

В 1932 году капитан Патциг, Коновалец, Ярый были завербованы
Абвером. Новая немецкая разведка оказалась щедрей старой. ОУН
получала ежемесячно 7000 марок и "отдельные платежи для
специальных заданий" (Документ N 7, "Обвиняет земля").

В 1933 году украинскими националистами всерьез заинтересовалось
гестапо. Сотрудничество было оформлено на встрече Коновальца с
представителями гестапо (Р. Дильс) и внешнеполитического отдела
НСДАП (К. Мотц). По сведениям, на этой встрече руководителю
украинских националистов был предъявлен список членов ОУН,
ведущих двойную игру (сотрудничавших со спецслужбами Польши и
Чехословакии). При этом представитель гестапо подчеркнул, что
из-за этого ОУН рискует потерять для Германии ценность в
качестве конспиративной организации. Для украинских
националистов разрыв с Гитлером, человеком "с душой, соразмерной
с его трагическим временем, с душой, такой великой, как велики
были задачи, стоящие перед Германией" (цитата из Донцовского
"Вестника", N 4, 1936) был смерти подобен...

В январе 1934 года инспектор милиции Дильсон и полковник
Рейхенау (тот самый, который потом заявит: "Снабжение питанием
мирных жителей и военнопленных является ненужной гуманностью")
подписали приказ, подчиняющий ОУН гестапо на правах его особого
отдела.

Андрей Мельник родился в Галиции в 1890 году. В годы первой
мировой войны был офицером корпуса Украинских сечевых стрельцов
(УСС) в составе австрийской армии. В армии Петлюры получил
звание полковника.

В 1938 году завербован сотрудником Абвера Эрвином Штольце.
Зигфрид Мюллер, работавший сначала в гестапо, а затем
возглавивший филиал Абвера в Риге, показывал 19 сентября 1945
года, что "Мельник посещал начальника 4-го отдела Шройдера в его
служебном помещении гестапо, где получал необходимые указания по
работе. Мельника я сам часто видел в стенах
гестапо..." (Военно-исторический журнал, N 4, 1991 г.).

Вождь ОУН Андрей Мельник сотрудничал с Абвером под кличкой
"Консул-1". Куратором его был капитан Палюи ("Доктор Пухерт").
Сотрудничество с фашистами Мельник и его сторонники продолжили и
в период оккупации. После разгрома гитлеровской Германии сумел
избежать наказания и скрылся за рубежом. Умер в 1964 году.

Приближалась война с СССР, поэтому Абвер переключил
националистов на подрывную деятельность против Советского Союза.
По показаниям Эрвина Штольце, услуг Мельника уже было
недостаточно. Поэтому "был завербован Степан Бандера,
освобожденный немцами из польской тюрьмы..."

С середины 30-х годов ОУНовцы проходили обучение в различных
тренировочных центрах. Радисты, например, готовились на курсах в
Данциге. В самом Берлине функционировала школа, где натаскивали
будущих сотрудников полицейских служб на оккупированных
территориях. Кое-кто из руководителей ОУН был даже отправлен в
фашистские военные вузы. Так, например, Роман Шухевич, окончив
немецкую офицерскую школу, учился на высших курсах германской
военной академии и по окончании получил звание гауптштурмфюрера
(капитана) СС отборной фашистской "гвардии".

С первых же дней оккупации Польши ОУНовцы проходили "боевое
крещение" в составе "украинской полиции". Те, кто "хорошо"
проявил себя на "практике", принимая участие в уничтожении
славян и евреев, затем повышали квалификацию в полицейских
школах.

Фашистское руководство требовало, чтобы "союзники" были
постоянно готовы к любым экстремистским действиям, что оказалось
не по плечу консервативному Мельнику. Поэтому, как показал
капитан абвера Ю. Лацарек, работавший с украинскими
националистами, "немецкая разведка стала проявлять большой
интерес к бандеровцам, имея в виду использование их как реальной
силы в помощь немцам..."

В начале 1941 года состоялись переговоры между представителями
абвера с Лебедем из ОУН-Б. Бандеровцы согласились сотрудничать,
попросив оказать ОУН-Б материальную помощь, признать
"равноправие" их организации с мельниковцами и предоставить
необходимое оружие. После этого Бандера стал получать от немцев
2,5 млн. марок (как и Мельник) и "надлежащее" количество оружия
("Обвиняет земля", с. 109).

Следуя указаниям гитлеровского командования, "молодые" ОУНовцы
сосредоточили внимание на трех главных задачах:

создание военных подразделений;
формирование походных групп ОУН для службы в администрации и
полиции на оккупированной территории Украины; организация
восстания в советском тылу. С первой задачей Бандера почти
справился. Под руководством гитлеровцев были созданы "Дружины
украинских националистов" (ДУН), другое наименование - "Легион
украинских националистов". Ответственность за боевую подготовку
ДУН была возложена на Романа Шухевича. В начале 1941 года из
"Легиона" началось формирование спецподразделения СС
"Нахтигаль" ("Соловей"), а чуть позднее такой же части "Роланд".
Первый, более "прославленный" своими зверствами, состоял только
из бандеровцев, второй был "сборной солянкой" из мельниковцев,
бандеровцев, петлюровцев и гетманцев. Обе части вошли в полк
особого назначения "Брандербург-800". 18 июня 1941 года одетые в
форму гитлеровского вермахта с единственной отметкой - небольшой
сине-желтой ленточкой на погонах "нахтигалевцы" были переброшены
к советской границе. Там на кресте и Евангелие они поклялись в
"верности до крови" фюреру.

Уже 30 июня вслед за фашистскими солдатами они вошли во Львов.
Вот тут-то и "всплыли" "черные списки". Оуновцы Е. Врецена и И.
Климов уточнили с помощью телефонного справочника адреса
приговоренных, затем к "делу" приступил "Нахтигаль". Вояки
начали объезжать улицы города, вылавливали свои жертвы и тащили
их на казнь. Ни в чем не повинных людей десятками расстреливали,
вешали, закапывали живьем в землю на Вулецкой горе. Среди
львовских жертв "Нахтигаля" был ректор Львовского университета
Роман Ремской, бывший премьер-министр Польши, профессор,
почетный член многих академий мира Казимир Бартель и многие
другие. Фашисты намеренно оставили националистам Львов на семь
дней, чтобы дистанцироваться от зверств "Нахтигаля".

Подобными "деяниями" прославил себя и "Роланд", которым
руководил Е. Побегущий.

Оба батальона дошли до Винницы, оставляя за собой горы трупов.
Затем фашисты нашли этим спецподразделениям другое применение.
"Нахтигаль" и "Роланд" объединили во Франкфурте-на-Одере в
"шуманшафтбатальон-201" и отправили в марте 1942 года воевать с
белорусскими партизанами. Перед отправкой батальонное офицерство
благословил митрополит Шептицкий.

Три походные группы бандеровцев, сформированные накануне
нападения Германии на СССР, насчитывали около 4000 функционеров.
Их целью было создание администрации и национальной полиции на
захваченных территориях для содействия немецкой власти.

Скорей всего, руководство СД и абвера пообещали "союзникам"
"независимую" Украину. Не потому ли накануне войны бандеровцы
спешно стали формировать кабинет будущего правительства и
сочинять "правовые" акты - "Манифест ОУН", "Борьба и
деятельность ОУН в период войны"? В первом документе, в
частности, ОУН-Б отвел себе место "единственных представителей
украинского народа". Манифест "Борьба и деятельность ОУН в
период войны" объяснял, как эти "представители" должны поступать
с остальной частью населения Украины. Например, рекомендовалось
немедленно ликвидировать "нежелательные польские, московские и
еврейские элементы". Участь оставшихся после резни Бандера
оставлял на усмотрение "собственной националистической совести".

Вот такое государство и было провозглашено актом от 30 июня 1941
года. В третьем пункте этого документа говорилось: "Обновленное
Украинское государство будет тесно сотрудничать с
Национал-Социалистической Великой Германией, которая под
руководством вождя (зачеркнуто, ведь вождь один - Бандера)
Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и мире и помогает
украинскому народу освободиться от московской оккупации".

Отношение Германии к "незалежной" Украине выразил Эрик Кох,
заявивший: "Нет никакой Украины. Два центнера украинской пшеницы
весят больше, чем все государственно-правовые Украины".

Вообще-то странно, как в среде украинских националистов появился
австриец чешского происхождения. Родился он, вероятно, в 1890
году, служил ротмистром в Украинской галицкой армии (УГА).
По-видимому, тогда он изменил фамилию на "более украинскую" (Яри
на Ярый).

В УВО с момента его образования считался "лицом близким к
Коновальцу" (Эрвин Штольце). Примерно к середине 20-х годов
начал сотрудничать с немецкой контрразведкой (через полковника
Гемпша). В конце 1932 года, будучи официальным представителем
ОУН при НСДАП, Ярый начал сотрудничать с абвером под кличкой
"Консул-2". Помогал фашистской разведке завербовать Мельника и
был его связным.

В 1932-1933 года встречался с шефом штурмовиков Эрнстом Ремом. В
это же время стал сотрудничать с гестапо, дослужился до звания
капитана этого "учреждения". "Заработал" себе два дорогих дома в
Германии и Австрии.

Биография Стецько типична для лидеров ОУН сороковых годов. Он
родился в семье священника-униата на Тернопольщине в январе 1912
года. После окончания гимназии обучался в Краковском и Львовском
университетах.

В 1937 году он выехал в Германию, а затем в Италию. Именно с
этого времени началось его активное сотрудничество с Абвером
(кличка Басмач) и ОВРА (итальянская разведка) под псевдонимом
Белендис. Последним прозвищем Стецько подписывал и свои
информации к одной из спецслужб МИДа Италии.

В 1941 году перед вторжением в СССР фашистских войск Бандера
выдвинул лозунг "Наша власть должна быть ужасной". Расширенную
трактовку этой цитаты дает "Борьба и деятельность ОУН во время
войны". Одним из авторов этого документа, составленного в мае
1941 года в Кракове, был Ярослав Стецько. Особенно интересны
требования по национальному вопросу, четко сформулированные
Бандерой и его заместителем: каждого неукраинца, который не
придерживается установленных режимом порядков, рекомендовалось
за небольшой проступок "ликвидировать".

Правительство Стецько действовало неполные две недели и даже не
принимало присягу. Впрочем, они и без клятвы верно служили своим
фашистским хозяевам. Но уже в начале июля стало понятно, что УГП
долго не протянет. Немцы далеко продвинулись на восток, а потому
решили прекратить игры в либерализм со своими "союзниками". 5
июля в Кракове был задержан "вождь" Степан Бандера, а 9 июля
местное СД арестовало и "премьера". Правда, 14 июля "почетный
арест" был заменен на "подписку о невыезде" из Берлина.

Германское руководство потребовало от лидеров ОУН-Б отказаться
от Акта 30 июня. Что те после недолгих раздумий и сделали. Более
того, Бандера и Стецько призвали "украинский народ помогать
всюду немецкой армии разбивать Москву и большевизм".

Понятное дело, что после этих страстных призывов к
сотрудничеству с оккупантами Бандера и Стецько стали
"отыгранными картами", и было решено вывести их из игры. В
сентябре 1941 года "вождь" и "премьер" были вновь арестованы.
Этот факт и позволил историкам-националистам сделать из Бандеры
и Стецько мучеников. Но, упиваясь описанием страданий лидеров
ОУН, они почему-то умалчивают, что "премьер" и "вождь"
содержались в привилегированном отделении Заксенхаузена. Если бы
фашисты решили окончательно расправиться с Бандерой и Стецько,
то их бы поместили в "обычный" концлагерь, и тогда, уверен, они
не продержались бы там три года. Бандера, например, сидел в
камере 73-го бункера Целенбау, напоминающей гостиничный люкс. Не
случайно и заключение их характеризовалось словом "еренгафт", то
есть почетный арест ("Обвиняет земля", с. 115).

Осенью 1944 года положение Германии на всех фронтах стало
критическим. Вот тогда-то фашисты и вспомнили о своих союзниках,
"томящихся" в концлагерях. Стецько и Бандера были выпущены на
свободу и призваны на службу своим недавним тюремщикам. В
Кракове в составе спецкоманды абвера лидеры ОУН занимались
подготовкой диверсионных групп, которые пополняли ряды УПА.

После разгрома фашистской Германии Стецько оказался в Мюнхене, в
американской зоне оккупации. Там его, в очередной раз,
перевербовали американские спецслужбы. Наряду с выполнением
оперативных заданий своих новых хозяев Стецько занимался и
"глобальными" проблемами. В 1946 году он инициировал создание
"Антибольшевистского блока народов" (АБН), объединившего
национал-экстремистов, бежавших из стран Восточной Европы.
Примечательно, что в это время Стецько разработал новую
концепцию "освобождения" Украины - "мол, атомная война" не так
страшна, достаточно несколько бомб скинуть на Украину, и
погибнет коммунистическая Украина, а "новые кадры" придут из
Торонто, Сиднея, Лондона, Мадрида и т. д." ("Обвиняет земля", с.
132).

Таким образом была доведена до логического конца одна из главных
идей украинского национализма. Сформулировал ее Донцов, а
раскрыл смысл один из лидеров УПА по кличке Крылатый: "Пусть из
40 млн. украинского народа останется половина - ничего страшного
нет". Стецько же расставил все точки над i - уничтожим всех, и
дело с концом!

В 1968 году на четвертом Большом сборе ОУН-Б Стецько стал
председателем провода, шагнув таким образом из "премьеров" в
"вожди". Только его "диктаторство" было еще более призрачным и
формальным, чем премьерство. Стецько возглавлял ОУН до самой
своей смерти в 1986 году. Ему повезло: "премьера" не постигла
судьба "соратников" - Коновальца и Бандеры - он умер сам. До
последних своих дней он продолжал "чертить" планы войны и
покорения России и не уставал повторять: "Единственно... оружие
рассудит нас с москалями".

Хозяева бандеровцев не любили сами делать "грязную работу". Да и
зачем мараться, если для таких дел можно было найти исполнителей
из "людей второго сорта". В совершенно секретной директиве "об
особо строгом допросе" сказано: "...нанесение ударов заключенным
не немецкой национальности производится чиновниками..., не
принадлежащими к немецкой национальности" (Материалы
Нюрнбергского процесса, т. 1, с. 543). На Украине всю грязную
работу выполняла шуцманшафт - украинская полиция

Полицаи, по свидетельству тех, кому удалось выжить, побывав в
руках националистов, были самыми страшными истязателями. В
допросах и пытках они были изобретательней, чем фашисты.

Роман (так звался этот князь церкви до принятия сана) Шептицкий
родился в 1865 году в семье польских графов. Служил офицером в
австро-венгерской армии. В 1888 году прервал военную карьеру и
принял монашество, получив имя Андрей. А 1899 году Шептицкий
стал епископом Станиславским, а еще через год - архиепископом
Львовским. В 1901 году Андрей назначен митрополитом Галицийским.

22 июня 1941 года фашисты пересекли границу Советской Украины, и
уже 1 июля "владыка" приветствовал "непобедимую" германскую
армию и признал правительство ОУН. (Напомню, что в 30-е годы
Шептицкий гневно осуждал именно этих людей - Бандеру, Лебедя,
Стецько...). В качестве примера, процитирую письмо митрополита:
"По воле всемогущего и всемилостивого господина... началась
новая эпоха в жизни государственной соборной самостоятельной
Украины... Военное время требует еще многих жертв, однако дело,
начатое во имя господне... будет доведено до успешного конца...
Победоносную немецкую армию привествуем, как освободительницу от
врага. Установленной власти отдаем надлежащее
послушание..." (ВИЖ, N 4, 1991). К безоговорочному послушанию и
сотрудничеству с фашистами он призывал и в своем обращении к
верующим от 5 июля 1941 года.

Из письма Шептицкого А. Гитлеру от 23 сентября 1941 года.

"Как глава украинской греко-католической церкви я передаю вашему
превосходительству мои сердечные поздравления по поводу
овладения столицей Украины - златоглавым городом на Днепре
Киевом...

Поскольку судьба нашего народа отныне отдана Богом
преимущественно в Ваши руки, мы надеемся, как весьма
заинтересованный друг Германии, в этой борьбе, которую Вы
ведете".

В июле 1941 года фашисты щелкнули по носу Бандеру. Поняв намек,
мельниковцы осудили попытку бандеровцев создать украинское
государство и заверили немцев в готовности сотрудничать на любых
условиях. Заверения в этом содержится в письме Мельника в ставку
Гитлера от 6 июля 1941 года: "Украинский народ, как никто
другой, борясь за свою свободу, всей душой проникается идеалами
новой Европы. Стремление всего украинского народа - принимать
участие в установлении идеалов"...

Сколько бы не писали защитники ОУН, что в конце 1941 года
гестапо жестоко преследовало мельниковцев, факты говорят об
обратном. Во-первых, Мельник преспокойно жил в Берлине, под
боком у гестапо, и не подвергался в то время арестам, даже
"почетным". Так же спокойно чувствовали себя его соратники
Левицкий (в Варшаве), Омельянович-Павленко (в Праге). Все они
подписали письмо от 14 января 1942, адресованное Гитлеру: "Мы
заверяем Вас, Ваше Превосходительство, что руководящие круги на
Украине стремятся к самому тесному сотрудничеству с Германией,
чтобы объединенными силами... претворить в жизнь новый порядок
на Украине и во всей Восточной Европе". А 6 февраля 1943 года
Мельник отправил послание шефу вермахта Кейтелю с просьбой
решить "вопрос вовлечения украинских вооруженных сил в борьбу
против Москвы" ("Обвиняет земля", документ N 17). Да если бы
ОУН-М хоть в какой-то мере мешало Германии, разве потерпели бы
немцы существование в Кракове, под боком у генерал-губернатора
Франка (этого палача судили на Нюрнбергском процессе как одного
из главных немецких военных преступников и приговорили к
смертной казни через повешение) существование Украинского
центрального комитета?

Имел ли УЦК шанс постоянными уступками и сотрудничеством с
немцами заслужить "высокое" доверие и добиться хоть каких-то
послаблений для украинского народа? Нет, комитету однозначно
заявили, что "не может быть и речи о самостоятельной Украине,
положение украинцев в Галиции не подлежит изменению. Кто не
подчиняется, будет караться по законам военного времени".
Казалось бы, все ясно, надо выбирать: или - или.. И УЦК выбрал:
"Мы должны поддерживать немецкую политику". Причины столь
страстного желания сотрудничать с гитлеровцами объяснил
полковник абвера Бизанц, захваченный в плен в 1944 году:
"Украинский центральный комитет был основным источником
разведывательной информации. Руководили этим комитетом агенты
абвера - украинские националисты - доктор Владимир Кубийович и
его заместитель Панкивский. Кроме того, в 40 местных украинских
комитетах генерал-губернаторства, которые подчинялись
Кубийовичу, также руководили люди, поддерживающие
непосредственные агентурные контакты с местными отделами гестапо
и абвера, информировали эти отделы о ситуации на их
территории..." (ВИЖ N 4, 1991).

С весны 1942 года оуновские организации начали создавать боевые
группы - боивки, на основе которых в начале 1943 года была
сформирована Украинская повстанческая армия. Чтобы обеспечить
массовый приток добровольцев, были выдвинуты антинемецкие
лозунги. Однако на деле с первых же дней существования УПА ее
руководство проявляло осторожность в отношении к оккупационным
властям. Отдельные стычки оуновцев с немцами свидетельствовали
скорее о недостаточном контроле командования УПА за местными
боевиками, чем о планомерных действиях против фашистов. Судите
сами: разведотдел войск СС и полиции Украины докладывал 30 июня
1943 года о массовых нападениях отрядов УПА на польские деревни,
столкновениях с советскими партизанами в районе
Людвинополь-Березно. А вот о военных действиях против фашистов в
этом донесении говорилось следующее: "Нападение на немецкие
подразделения были редкостью, вообще не было ни одного (!)
случая, когда были бы ранены служащие немецкой полиции и
военнослужащие вермахта... Имели место случаи, когда банды
сознательно щадили жизнь немцев" ("Политика и время", N 5, 1991).

В Украинскую повстанческую армию старались набирать людей,
которые умели владеть оружием. Их-то в первую очередь и отбирали
войсковики (ответственные за мобилизацию лица) по несколько
человек из каждого села. Отобранным вручалась повестка,
вызывавшая на сборный пункт. Не явившиеся в указанное время
получали на первый раз 50 шомполов. Тех, кто "злостно уклонялся"
от призыва, ждала казнь - удушение "путом".

Надо сказать, что сталинские репрессии 1940-1941 годов сыграли
на руку ОУН. С приближением Советской армии ряды УПА пополнялись
новыми бойцами из числа тех, кто боялся будущих репрессий, и
теми, кого ОУНовцы заставляли брать оружие под страхом смерти и
расправы над родными. По свидетельству одного из командующих УПА
Луцкого (Богуна): "Большинство участников УПА были насильно туда
втянуты. И только... часть является добровольцами. При этом я
должен пояснить, что под добровольцами надо понимать таких,
которые пошли в УПА в силу крайних обстоятельств: служившие в
немецких военных формированиях, полиции, беглецы с работы в
Германии (а таких ждали неминуемые репрессии НКВД - В. Р.),
дезертиры из Красной Армии и т. п. Не будь таких обстоятельств -
эти лица никогда не пошли бы в УПА" ("Политика и время", N 11,
1991).

В декабре 1943 года главнокомандующим УПА был назначен Роман
Шухевич, оуновец с "солидным стажем". За плечами у него была и
служба в "Нахтигале", и опыт борьбы с партизанами в составе
шуцманшафтбатальона-201.

Навыки, приобретенные в Италии, пригодились обоим выпускникам
разведшколы в 30-х годах, когда по Галичине прокатилась серия
террактов. Вдохновителями и организаторами "громких дел" и
прослыли Бандера и Шухевич. Лидеры "молодых" оуновцев "погорели"
на убийстве министра внутренних дел Польши Перацкого. На
львовском судебном процессе 23-х националистов Бандеру
приговорили к пожизненному заключению, а Роман "получил" всего
четыре года. Впрочем, и этот срок Шухевич не отсидел - через два
года его выпустили по амнистии.

Выйдя на свободу в 1937 году, будущий генерал решил не искушать
судьбу и поспешно покинул Польшу. Он перебрался в Германию и
поступил на специальные курсы при военной академии в Мюнхене. По
окончании их Шухевич получил звание гауптштурмфюрера (капитана)
СС и стал офицером вермахта.

18 июня 1941 года "специалист по Востоку" Оберлендер и Шухевич
привели "нахтигалевцев" к присяге на верность фюреру, и вскоре
вояки "легиона" украинских националистов начали свою грязную
"работу". "Нахтигаль" под командованием Шухевича дошел до
Винницы, а затем гитлеровцы нашли им новое применение.
"Легионеров" подучили во Франкфурте-на-Одере, а затем, объединив
с "коллегами" из "Роланда" в "шуцманшафтбатальон-201", отправили
бороться с белорусскими партизанами. За усердие в "ратном труде"
Шухевич был награжден Гитлером Железным крестом.

В конце 1942 - начале 1943 года под руководством Дмитрия
Клячковского (Клим Савур) была сформирована УПА. Вскоре сюда
перебрался и Роман Шухевич, возглавивший главный военный штаб
"повстанцев". В декабре 1943 года он был назначен
главнокомандующим УПА - генералом-хорунжим под кличкой Тарас
Чупринка.

Когда бегство гитлеровцев из западноукраинских земель стало
реальностью, руководители УПА забеспокоились о своей судьбе.
Одни собирались бежать со своими хозяевами, другие готовились
развернуть "великую акцию" в тылу Красной Армии (благо фашисты
щедро снабжали оуновцев оружием). Их лидером стал Роман Шухевич,
решивший по совету митрополита Шептицкого стоять до конца.

Тем временем Чупринка получил приказ Бандеры с грифом трижды
"секретно". Согласно ему, каждого, кто подозревается в желании
перейти на сторону Советов, необходимо было "ликвидировать".
Этими людьми по приказу Шухевича занялась СБ. В конце 1944 года,
когда уже вся Украина была освобождена от фашистов, Шухевич
встречал гостей. Вместе с посланцами Бандеры Лопатинским,
Чижевским и Скоробогатовым генерала УПА посетил гауптман Кирн.
Фашистский капитан передал Шухевичу пять миллионов рублей,
оружие, взрывчатку, рацию, медикаменты ("Обвиняет земля", с.
150).

В начале 1948 года УПА практически перестала существовать -
часть ее боевиков пыталась пробраться через Польшу и
Чехословакию в Западную Германию, часть сдалась властям. Но
Шухевичу было некуда бежать. Он с группой подчиненных продолжал
терроризировать население Львовской, Тернопольской и
Ивано-Франковской областей. Видимо, предчувствуя, что конец уже
близок, Шухевич и его соратники старались "погулять на славу".
Бывший проводник ОУН на Стрыйщине П. Угер вспоминал: "Особенно
аморально вели себя старшины. Не проходило дня без разгула,
пьянства, диких оргий, убийств. Начали распространяться
венерические заболевания. Известно, что и сам главнокомандующий
УПА Чупринка лечился от болезни, которую в народе назвали
"поганой".

Весной 1943 года проводник ОУН Николай Лебедь приказал "полякам
выселиться из мест, важных для действия УПА". Другими словами,
сотни тысяч жителей территории от Пинска до Черновцов, от
Житомира до Ковеля, которые веками мирно жили бок о бок с
украинцами, должны были в течение недели (!) бросить добро и
бежать куда глаза глядят. Согласитесь, руководство ОУН ставило
перед поляками нереальную задачу. "Когда приказ полякам о
выселении не помог", - вспоминал потом Лебедь, - "сопротивление
было ликвидировано силой".

Согласно показаниям одного из командиров УПА Ю. Стельманчука
(агентурная кличка в Абвере Норд-N), в июне 1943 года
руководитель северной группы УПА Дмитрий Клячковский (Клим
Савур) передал устное указание центрального провода ОУН "о
поголовном и повсеместном уничтожении польского населения,
проживающего на территории западных областей Украины". Выполняя
этот приказ, отряд Стельманчука численностью в 700 человек (если
этих бандитов можно назвать людьми) вырезал на Волыни "все
население (польское - В. Р.) - свыше 15 тысяч человек".

В августе командование УПА дало указание "любой ценой уменьшить
до минимума польские силы. Лесные и прилесные села должны
исчезнуть с лица земли". Лебедь заявил еще "конкретней": "Нас не
интересуют цифры, речь идет не про десять или сто тысяч, а про
всех поляков до единого, от старика до младенца. Раз и навсегда
мы должны избавиться на нашей земле от этого отребья".

Приказ шефа СБ и проводника выполнялся боевиками буквально. Так,
например, курень УПА "Сироманцы" вместе с ротой дивизии СС
"Галичина" полностью уничтожили польское село Гуту-Пеняцкую на
Львовщине (зима 1944 года). Всех жителей села загнали в
несколько хлевов и костел и одновременно подожгли их. В этой
деревне погибло 680 поляков, среди них более 200 детей.

В марте 1944 года боивка "Ромко" напала на село Яблуневка близ
Стрыя. Сельская молодежь (украинцы и поляки) попыталась
предотвратить грабеж. За это оуновцы устроили в селе побоище -
молодежь сжигали в домах живьем, детям разбивали головы о стены,
насиловали девочек и издевались над стариками. Насытившись
кровью, бандиты под утро ушли, оставив за собой 60 трупов.

В апреле 1944 года группа УПА "Орлы" проводила "акцию" в уезде
Перемышляны на Тернопольщине. Только за один день 30 апреля их
жертвами стали 303 поляка ("Обвиняет земля", док. N 46).

Только за одну ночь в селе Побужаны ими были замучены 16
человек. Среди них - восемь детей от 6 месяцев до 15 лет.

Купяк стал членом организации украинских националистов в 1938
году. В конце июля 1941 года, то есть в первые дни войны, был
одним из инициаторов создания украинской вспомогательной
полиции.

На протяжении 1941-1943 годов состоял в Каменка-Бугском
украинском комитете (выражаясь современным языком, органе
местного "самоуправления" УЦК), исполнял обязанности референта
службы безопасности. Осенью 1943 года по указанию краевого
провода создал боивку СБ (около 20 функционеров). Действовал на
протяжении 1944-1945 годов на территории Львовской области. За
это время его боивка "ликвидировала" не менее 200 мирных
граждан, в большинстве своем женщин и детей, сожгла тысячи
крестьянских хат, уничтожила несколько сел. Так, например, в
ночь на 17 августа группа Клея организовала налет на село
Грабовка Каменко-Бугского района. "Во время нападения бандиты
подожгли сарай, в котором скрывались от оуновцев Возняк Михаил,
Балковская Гелена, Грищук Гелена, Бабийчук Мария,
пятнадцатилетние Бабийчук Стефания и Сень Евгений, Сенюк
Владимир четырнадцати лет и трое детей в возрасте от пяти до
десяти лет. Во время пожара Возняк М., Сень Е. и Бабийчук С.
выбежали из горящего сарая. Бандиты открыли по ним огонь и убили
Бабийчук С. Остальные (женщины и дети!) заживо сгорели в
сарае" ("ВИЖ", N 4, 1991).

Лидеры украинских националистов долго упрашивали фашистов
разрешить участвовать в войне с СССР, но гитлеровцы
пренебрежительно отмахивались от "союзников". Наконец, в феврале
1943 года удалось "достучаться" до Кейтеля и убедить его решить
"вопрос вовлечения украинских вооруженных сил в борьбу против
Москвы" ("Обвиняет земля", док. N 17).

В начале 1943 года немецкие войска были разбиты под
Сталинградом, а людей для пополнения фашистских армий в Германии
уже не хватало. Вот тут-то гитлеровцы и вспомнили "рвущегося в
бой союзника" - украинских националистов. В апреле 1943 года
началось формирование стрелковой добровольческой дивизии СС под
кодовым названием "Галичина". Орест Субтельный утверждает, что
УЦК согласился на формирование этих частей лишь "после
длительных переговоров". Не буду опровергать канадского
писателя, а просто процитирую отрывок из выступления Кубийовича
28 апреля 1943 года: "Наивысшее разрешение на выставление
стрелковой дивизии СС, которая будет состоять из галицких
украинцев, - это для нас отличие и одновременно особая честь. Мы
осознаем, какое большое значение будет иметь это наивысшее
постановление... Формирование галицко-украинской дивизии по
образцу СС - это для нас не только отличие, но и обязательство,
чтобы активное сотрудничество с немецкими государственными
органами продолжать вплоть до победного окончания
войны" ("Обвиняет земля", док. N 18).

Вскоре они, приняв присягу на верность Гитлеру, были отправлены
для прохождения военной подготовки в Южную Францию, а в марте
1944 года - на Восточный фронт.

Созданная бандеровцами в 1943 году УПА официально провозгласила
борьбу и против большевиков, и против немцев. УПА "вела
беспощадную борьбу с целью полного уничтожения с партизанскими
подпольщиками и теми русскими и украинцами, которые не разделяли
политических взглядов лидеров ОУН-Б".

С немцами дело обстояло сложнее. Действительно, имели место
случаи нападения отрядов УПА на немецкие гарнизоны. Это были
действия мелких, более менее автономных, отрядов повстанческой
армии, состоящих из романтиков-идеалистов. Они, как правило,
принимали призыв к борьбе с немцами за чистую монету.
Руководители ОУН не рекомендовали "прибегать к боям с большими
немецкими силами" ("Политика и время", N 8, 1991).

В первых числах августа 1943 года в Сарнах Ровенской области
состоялась встреча представителей немецких властей и ОУН по
согласованию совместных действий против партизан. В середине
августа переговоры продолжались в Берлине, куда выехала
делегация ОУН. Была достигнута договоренность о том, что УПА
будет охранять железную дорогу и мосты от советских партизан,
поддерживать мероприятия немецких оккупационных властей. Взамен
Германия обещала снабжать оружием и амуницией части украинских
националистов, а в случае победы фашистов над СССР позволить
создать "самостийную Украинскую державу" под протекторатом
Германии.

Аналогичные переговоры УПА вели и с венгерским руководством
(представителем на них был Омельян Логут по кличке Иванив). В
связи с этим в сентябре 1943 года командир южной группы П.
Олийнык (Эней) издал приказ N 21 о прекращении "каких-либо
агрессивных действий против мадьяр" на территории,
контролируемой УПА-Юг. 25 декабря 1943 года в селе Дермань
Ровенской области начались десятидневные переговоры,
расставившие все точки над i в отношениях УПА с венгерскими
оккупантами. Обе стороны обязывались не вести друг против друга
никаких враждебных действий, УПА обещала снабжать венгерскую
армию продовольствием в обмен на оружие. Кроме того венгерская
сторона обещала в случае необходимости предоставить убежище в
Венгрии лидерам ОУН...

К концу февраля 1944 года количество командиров УПА, нашедших
общий язык с немцами, значительно увеличилось. Из рапорта боевой
группы Прюцмана от 12 марта 1944 года:

"Достигнута договоренность: немецкие части не подвергаются
нападению со стороны членов УПА. УПА засылает лазутчиков... в
занятые врагом районы и докладывает о результатах работы отделу
1-ц боевой группы. Пленные Красной Армии, партизаны доставляются
на допрос в отдел 1-ц боевой группы, не принадлежащие к местному
населению (пленные) представляются боевой группе для
использования их на работах. Во избежание помех в этом
необходимом для нас сотрудничестве приказываю:

1. Беспрепятственно пропускать агентов "УПА", которые имеют при
себе подписанное "капитаном Феликс" удостоверение или которые
выдают себя за представителей "УПА", оружие при них следует
оставлять. По требованию их следует в кратчайший срок доставлять
в отдел 1-ц боевой группы.

2. Части "УПА" при встрече их с немецкими частями дают знать о
себе путем поднятия до уровня лица левой руки с растопыренными
пальцами, с этими частями не следует вступать в бой, если даже
они первыми откроют огонь..."

Для достижения полного взаимопонимания нужен был всего один шаг
- провести, так сказать, "встречу на высшем уровне". 5 марта
1944 года в Тернополе встретились представитель центрального
провода ОУН Гриньох (Герасимовский) и гауптштурмфюрер СС Паппе.

5 марта представитель ОУН-УПА, назвавшийся Герасимовским, прибыл
на встречу с капитаном СС Паппе. Первым делом Гриньох (а именно
он вел переговоры от имени УПА) потребовал, чтобы все
переговоры, встречи и последующее после этого сотрудничество
осуществлялись строго конспиративно, ибо "уступка немцев
бандеровской группе и ее официальное признание дали бы повод
нашим противникам назвать нас немецкими
сообщниками..." ("Обвиняет земля", с. 90).

"Второй тур переговоров" между Герасимовским и Паппе состоялся
во Львове 23 марта 1944 года. Гриньох сообщил от имени
центрального провода, что "все пункты договоренностей признаны и
приняты центральным проводом ОУН. От соглашения с СД ОУН ожидает
очень многого..." и что "ОУН готова сотрудничать с немцами... на
всех участках, которые необходимы для борьбы".

Затем Герасимовский попросил, "чтобы немцы конспиративным
способом доставляли ей (ОУН) боеприпасы и оружие, взрывчатые
вещества... с тем, чтобы большевизму не дать в руки козыри, что
украинцы, которые остались за линией фронта, являются немецкими
агентами..."

Окончательный итог во взаимоотношениях УПА и вермахта был
подведен на совещании руководителей абверкоманд 101, 202, 305 15
апреля 1944 года, на котором присутствовали также Клячковский и
Гриньох. О результате этих переговоров подполковник СС Витиска
доложил Мюллеру 22 апреля: "Сотрудничество с УПА со стороны
вермахта и прежде всего абвера будет сохранено и в будущем".

Согласно протокольной записи выступлений, руководители абвера
видели задачу УПА в агентурно-разведывательной деятельности и
совместной с частями вермахта борьбе против Красной Армии и
партизан. Интересно отметить, что Линдгардт заявил, что на 19
апреля отряды УПА "в критический момент... оказали немецкой
армии услуги, которые нельзя недооценить", "хотя соединения УПА
несли большие потери".

Начальник абверкоманды 202 Зелингер со своей стороны добавил,
что проводить диверсии в тылу Красной Армии он может только с
помощью УПА.

До сентября 1944 года из резерва армии "Юг" УПА были переданы
более 700 минометов, 10 тысяч пулеметов, 26 тысяч автоматов, 20
тысяч винтовок, 100 тысяч гранат и т. д.

Получив оружие, бандеровцы активизировали боевые действия против
Красной Армии и партизан.

Одновременно с этим боевики, отобранные руководством УПА,
обучались в немецких разведшколах, а затем в "абверкоманде-202"
из них формировали диверсионные отряды для заброски в тыл
Красной Армии.

Тем временем советские войска очистили Западную Украину от
фашистов. Опасаясь наказания, многие члены ОУН-УПА бежали вместе
с немецкими войсками.

Летом 1945 года руководство УПА (за подписью Крылатого)
выдвинуло требование: "УПА должно действовать так, чтоб все, кто
ее (Советскую власть) поддерживает, уничтожались... повторяю, не
запугивать, а физически уничтожать... Пусть из... украинского
населения останется половина - ничего страшного нет. Мы должны
уничтожать всех, кого заподозрили в связях с Советской властью.
А семьи их будут вырезаться до третьего колена".

Поверьте, это были не пустые слова. Так, например, в селе Барши
Бучанского района банда Энея убила и сожгла 98 жителей, в том
числе более 20 детей.

С 11 по 16 октября 1944 года группой УПА в поселке
Ивано-Франковской (тогда Станиславской) области убиты 58
человек, в их числе 23 ребенка в возрасте до 14 лет. Особенно
"отличились" в этой резне боивки СБ.

Великая Отечественная война закончилась разгромом Германии.
Казалось бы, ОУН-УПА ничего другого не оставалось кроме как
самоликвидироваться - ведь надеяться было больше не на кого.

Понеся серьезные потери (явившихся с повинной и ликвидированных
во время "чистки"), центральный провод ОУН распустил УПА, а
оставшихся в подполье переподчинил территориальным звеньям ОУН.

Список жертв оуновского террора можно продолжать довольно долго
- за десять лет после изгнания гитлеровцев с Украины
националисты убили свыше 30 тысяч мирных граждан. Из них
партийными работниками были только 2622 человека ("Обвиняет
земля", с. 154).

В мае 1947 года власти Польши начали операцию под кодовым
названием "Висла". Около 30 тысяч польских солдат при поддержке
чешских и советских военных окружили отряды УПА, дислоцирующиеся
в приграничных районах ПНР, и в нескольких боях покончили с
оуновским подпольем.

В 1950 году оуновцев постиг новый удар - был убит сам
"главнокомандующий" УПА Тарас Чупринка. Фактически с этого
момента ОУН и УПА на Украине перестали существовать, оставались
лишь отдельные банды, состоявшие из националистов, у которых не
было пути назад. Эти "борцы" продолжали терроризировать
населения Западной Украины до середины 50-х годов. Действия
последних оуновцев поражают бессмысленной, какой-то
патологической ненавистью ко всему русскому. Так, например,
бывший "повстанец" в г. Борове застрелил пассажира автобуса
(кстати украинца по национальности) только за то, что тот
разговаривал по-русски...

ОУНовцы залили землю Украины кровью ни в чем не повинных людей.
Только в трех областях Западной Украины - Ровенской, Волынской и
Львовской - от террора националистов погибли около ста тысяч
мирных граждан. Большая часть из них не была партийными
активистами и не имела никакого отношения к НКВД.

Вот из работы Полищука.

В.В. из Великобритании сообщает, что 12.07.1943 г. в селе Загаи
бандеровцы убили - и тут список из 165 фамилий, среди них
грудные дети, беременные женщины, старики. Он говорит, что до
войны с украинцами были нормальные отношения, враждебность
началась тогда, когда Гитлер начал обещать вольную Украину."

Г.Д. из Польши: "Во вторник, 14 июля 1943 г., в селе Селец
Владимир-Волынского района украинцы убили двух пожилых людей -
Юзефа Витковского и его жену Стефанию. Их застрелили в
собственной хате, которую потом подожгли. После полудня этими же
топорами убили двух пожилых людей Михаловичей и их 7-летнюю
внучку, мужа и жену Гроновичей, экономку ксендза по имени Зофия.
В убийствах принимал участие Иван Шостачук, который до войны был
в польской армии капралом и поменял свое вероисповедание на
римско-католическое. Его младший брат Владислав, православный,
предупредил семьи Морелевских и Михалковичей. В банде был
украинец - Юхно, который убивал поляков, а его отец спас семью
Стичинских. До войны отношения с украинцами были хорошими,
портиться они стали в начале 1943 года, когда из Львовщины и
Станиславщины начали прибывать агитаторы, которые бунтовали
украинскую молодежь, обещая вольную Украину. Не все поддавались
нашептыванию, в частности, не поддавались люди старшие по
возрасту. Учительницу начальной школы Майю Соколив, жену
заведующего школой, которую прислали из Советского Союза,
русскую, вместе с мужем, матерью и годовалым сыном Славиком
утопили в колодце. Из семьи Морелевских бандеровцы убили
родителей, невестку Ирену (19 лет) и сына Юзефа (20 лет). Всех,
кроме Ирены, убили недалеко от леса. Ирену забрали в хату
руководители банды, держали ее в подвале, насиловали, а потом
выбросили в колодец. Ирена была беременной. Смешанные семьи
также убивали."

Е.П. из Польши прислала выписку из парафиальной книги села Мосты
Великие около Жовквы, в которой обозначено 20 убитых. В селе
Рокитна в вербное (католическое) воскресенье было убито топорами
16 человек, а три человека: Казимир Витицкий, паламарь, его жена
и ребенок были утоплены в проруби.

30 августа 1943 г. Купы, польское село в Любомльском уезде,
утром было окружено "стрельцами" УПА и украинскими крестьянами,
главным образом из села Лесняки, которые устроили массовую резню
поляков. Убивали всех, в том числе женщин, детей, стариков.
Убивали в хатах, во дворах, в хозяйственных помещениях,
используя топоры, вилы, дрючки, а по убегающим стреляли. Целые
семьи бросали в колодцы, засыпая их землей. Павла Прончука,
поляка, который выскочил из убежища, чтоб защитить мать,
поймали, положили на лавку, отрубили ему руки и ноги и оставили
так, чтобы дольше мучился. Зверски замучили там украинскую семью
Владимира Красовского с двумя детьми. Из 282 жителей села убито
138 человек, в том числе 63 ребенка.

В Воле Островецкой в этот же день из 806 жителей убито 529, в
том числе 220 детей (автор цитирует данные из книги польских
авторов Ю.Туровского и В.Семашко о злодеяниях ОУН-УПА - ред.).

В книге Туровского и Семашко на 166 страницах мелкого шрифта
перечисляются названия сел, называется количество жителей,
количество убитых, способы убийств, количество убитых детей,
помощь украинцев. Авторы при этом каждый раз обращаются к
источникам информации. Описание злодейств ОУН-УПА имеет форму
календаря, начинается с сентября 1939 г. и заканчивается июлем
1945 года. Авторы отличаются объективностью, много раз описывают
помощь, которую оказывали полякам украинцы, пишут об убийствах
украинцев. Они подсчитали, что от рук украинских националистов в
1939-1945 годах погибло только на Волыни 60-70 тыс. поляков, что
составляло около 20% тогдашнего польского населения этого
региона.

Тем временем уже в первых числах июля 1941 г. украинская
полиция, которую назвали "шуцманами", забрала под предлогом
допроса первого поляка из Вербовца, двадцатисемилетнего Мацея
Бельского. Над ним издевались, и он умер от побоев. Потом, во
время нападения на соседнюю Могильницу, замучили Леона
Сонецкого, Станислава Гоца, а также семьи Малиновских, Мазуров,
Яницких и др. В соседнем селе Лясковцы, уничтожив евреев,
шуцманы и бандеровцы взялись за польское население. На основании
приговора шефа банды в Лясковцах Николая Поперечного
мученической смертью погибли в парафиальном доме
грекокатолической парафии Бронислав Грушецкий, Михал Грушецкий,
Николай Фридрих, Петр Овсянский, Владислав Овсянский и Казимеж
Снежек. Каждого раздевали, связывали колючей проволокой и
забивали до смерти. Еще перед кончиной вбивали им в головы
гвозди, отрубывали топором или отрезали пилой руки и ноги и
пробивали штыком живот... истязали за "самостійну"...

Мой знакомый чех, полковник, на мой вопрос: "Правда ли, что
украинцы убивали поляков на Волыни?" - ответил: "Убивали. Но не
все украинцы. Были такие, которые не одобряли убийств, но
молчали, так как царил террор ОУН-УПА. Много украинцев заплатили
жизнью за сопротивление ОУН-УПА. УПА, Служба безопасности ОУН
затерроризировали украинское население Волыни. "Этот чех указал
на ряд фактов помощи украинцев полякам в форме предупреждения о
планируемом нападений.

Пишет П.Фальковская из Бразилии: "Между Луцком и Ривным было
село Пальчи... В 1942-43 годах бандеровцы замучили 18 человек из
родственников ее мужа... истязали, вырывали языки. 86-летнего
кузнеца порезали живым на куски... Один украинец имел жену
польку, так бандеровцы приказали его брату убить его. Семья
убегала из Котова в Пальчи, по дороге напали на них бандеровцы,
между ними был и тот брат. Убили всю семью - отца-украинца,
мать-польку и детей. В селе Зверев бандеровцы убили целую семью,
потом поляки нашли живого грудного ребенка, который сосал грудь
убитой матери.

В селе Рокитное Рокитнянского района бандеровцы повесили Татьяну
Корж, а мужа и детей задушили... Чтоб замести следы своего
преступления, они бросили трупы в реку Горынь..."

"В селе Малому Мидску Степанского района... убили старую мать и
сына... в семье Алексея Романцева замучили жену и четырех детей.
Отрубили им руки и ноги, распороли животы.

ОУН-УПА имела достаточно здравого смысла, чтобы осознать свою
силу в сравнении с силами Германии и СССР в войне. В той войне
столкнулась более чем пятимиллионная немецкая армия с почти
пятимиллионной советской армией. А ОУН насчитывала около 40 тыс.

Не было "войны" УПА против немцев, не было также войны против
большевиков.

Во вступлении к теме методов уничтожения населения целесообразно
использовать мотивы из подпольных писаний УПА того времени. "В
землянках, в тени деревьев повстанцы чистили винтовки и острили
сабли. А как ночь мать укрывала темнотой села и города, выходили
они на своих укрытий. И покой ночи прорезывал свист пуль Кто-то
вскрикивал в последний раз и умывшись своей кровью, прощался с
миром".

Больно мне, украинцу, писать о методах убийств, используемых
ОУН-УПА. Но промолчать об этом невозможно. Для предостережения
последующим поколениям. Да и теперешней молодежи из Украинской
национальной ассамблеи - Украинской национальной самообороны.

- А.Л. из Польши: "30.08 1943 г. УПА атаковала такие села и
убила в них:

1. Куты. 138 человек, в том числе 63 ребенка.

2. Янковицы. 79 человек, в том числе 18 детей.

3. Острувка. 439 человек, в том числе 141 ребенка.

4. Воля Островецка. 529 человек, среди них 220 детей.

5. Колония Чмиков - 240 человек, среди них 50 детей.

- Ф.Б. из Канады: "На наш двор пришли бандеровцы, поймали нашего
отца и топором отрубили ему голову, нашу сестру прокололи
штыком. Мать, видя все это умерла от разрыва сердца".

- Ноябрь 1942 г., околица села Вирка. Украинские националисты
замучили Яна Зелинского, положив его связанным в костер.

- 9 ноября 1943 г., польское село Паросле в районе Сарны. Банда
украинских националистов, притворясь советскими партизанами,
ввела в заблуждение жителей села, которые в течение дня угощали
банду. Вечером бандиты окружили все дома и убили в них польское
население. Было убито 173 человека. Спаслись только два, которые
были завалены трупами, и 6-летний мальчик который притворился
убитым. Позднейший осмотр убитых показал исключительную
жестокость палачей. Грудные младенцы были прибиты к столам
кухонными ножами, с нескольких человек содрали кожу, женщин
насиловали, у некоторых были обрезаны груди, у многих были
обрезаны уши, носы, выколоты глаза, обрезаны головы. После резни
устроили у местного старосты пьянку. После ухода палачей среди
раскиданных бутылок самогона и остатков еды нашли годовалого
ребенка, прибитого штыком к столу, а у него во рту торчал
недоеденный кем-то из бандитов кусок квашеного огурца.

- Март 1943 г., населенный пункт Антоновка, Сарненский район.
Юзеф Эйсмонт поехал на мельницу. Владелец мельницы, украинец,
предупредил его об опасности. Когда он возвращался с мельницы,
на него напали украинские националисты, привязали к столбу,
выковыряли глаза, а потом живого перерезали пилой.

12 июля 1943 г.. колония Мария Воля возле Владимира Волынского
Около 15.00 ее окружили украинские националисты и начали убивать
поляков, используя огнестрельное оружие, топоры, вилы ножи,
дрючки Погибло около 200 человек (45 семей). Часть людей, около
30 человек, бросили в коподец и там убивали их камнями. Кто
убегал, того догоняли и убивали. Во время этой резни приказали
украинцу Владиславу Дидуху убить жену польку и двух детей. Когда
он не выполнил приказание, убили его и семью. Восемнадцать детей
в возрасте от 3 до 12 лет, которые спрятались в поле, палачи
переловили, посадили на телегу, завезли в село Чесный Крест и
там всех поубивали, пробивали вилами, рубили топорами. Акцией
руководил Квасницкий...

- 30 августа 1943 г., польское село Куты Любомльского района.
Ранним утром село окружили стрельцы УПА и украинские крестьяне
главным образом из села Лесняки, и учинили массовую резню
польского населения Убивали в хатах, во дворах, в стодолах,
используя вилы, топоры. Павла Проньчука, поляка, который пытался
защитить мать, положили на лавку, обрезали руки и ноги, оставив
на мученическую смерть.

- 30 августа 1943 г., польское село Острувки возле Любомля. Село
окружили плотным кольцом. В село въехали украинские эмиссары,
предлагая сложить оружие. Большинство мужчин собрались в школе,
в которой их закрыли. Потом выводили по пять человек за сад, где
их убивали ударом по голове и бросали в выкопанные ямы. Тела
складывали слоями, пересыпая землей. Женщин и детей собрали в
костеле, приказали им лечь на пол, после чего по очереди
стреляли в голову. Погибли 483 человека, в том числе 146 детей.

- Август 1943 г., Яновка. Бандеровцы убили польского ребенка и
двух украинских детей, так как они воспитывались в польской
семье

Вот из "Эсесяков".

В ноябре 1943 года униатские военные капелланы привели солдат
дивизии СС "Галичина" к присяге. Текст присяги гласил:

"Я, украинский доброволец, этой присягой добровольно отдаю себя
в распоряжение Немецкой Армии.

Я присягаю Немецкому Вождю и Верховному Командующему Немецкой
Армии Адольфу Гитлеру в неизменной верности и послушании.

Я торжественно обязуюсь все приказы и распоряжения начальников
исполнять, а также все военные, государственные и служебные дела
строго держать в тайне и тем самым верно и преданно служить
Немецкой Армии и одновременно своей родине.

Мне ясно, что я после своей присяги подвергаюсь всем немецким
военным дисциплинарным взысканиям. Конец моей службы как
украинского добровольца определяет Немецкая Армия."

После наспех проведенной, ускоренной подготовки дивизию СС
"Галичина" бросили на Восточный фронт, в район города Броды. Где
в июле 1944 года дивизия была практически полностью разбита, так
и не продемонстрировав примеров беззаветной храбрости. Из 17
тысяч "дивизийныкив" из советского окружения вырвалось лишь 3
тысячи. Несмотря на сокрушительный разгром под Бродами, дивизию
немцы восстановили. Ее переформирование было проведено в
августе-ноябре 1944 г. в Нойхаммере, куда были направлены
многочисленные украинские полицаи, ушедшие вместе с немецкими
войсками из Украины спасаясь от советских войск.

В боевых действиях на фронте немцы дивизию больше не
использовали, полностью разочаровавшись в ее боевых качествах. И
использовали только в карательных акциях.

Это действительно ваши национальные герои?

--
С уважением,
Алексей Коротков

mailto:ziga на uni.udm.ru