[sisyphus] Попытка выводов (ALSA OSS)

ALT Linux User altlinux.mailbox на gmail.com
Пн Авг 17 09:00:56 MSD 2009

2009/8/17 Aleksey Novodvorsky <a.e.nvdv@>:

> 2. В части обсуждения файловых систем встал вопрос о простоте создания
> разных fs из прогараммы установки.

Скромное пользовательское IMHO: если возможно, пусть файловых систем
будет много, однако, в этом случае, нужна справочка о том, в чём
преимущества/недостатки имярек, а так же обязательное указание, что
ALT Linux "рекомендует для таких-то и таких целей" вот такую-то
файловую систему.
Впрочем, такие рекомендации желательны на каждом шагу: надо подсказать
пользователю наиболее надёжную конфигурацию, на мой взгляд. Включая
всё: разбиение диска, установку загрузчика, пакеты, поддержка системы
в рабочем состоянии, восстановление.

Думаю, ни для кого не секрет, что встречают "по одёжке". По моим
наблюдениям, почти 40% желающих попробовать линукс и встретив
трудности ещё на этапе инсталяции/первого запуска/сосуществования с
оффтопиком - бросали это занятие. "Ну, ещё подождём", такая обобщённая
мягкая формулировка.
Система должна встать и работать. Только после этого возможны
эксперименты и обучение. Не "встающая", не запускающаяся или
"убивающая" оффтопик система вызовет естественное отторжение на самом
важном этапе - первом знакомстве.

> [...]
> чьей-либо злой воли или кривых рук. Это вопрос модели пользователя.
> Рассмотрим  две  ситуации:
> 1. Школьный учитель информатики, он же админ поневоле,  возможно
> пытливый , но  не особо грамотный. Местных линуксоидов или нет, или
> они такие же, как учитель. Единственый надежный канал информации --
> служба техподдержки. Другие каналы -- ненадежные.
> Можно заменить на удаленный от центров муниципалитет.
> В этом случае, естественно,  хочется минимизировать свободу шаловливых
> рук. Особенно в случае ответственной поддержки по контракту.

Довольно точное описание ситуации. IMHO усугубляемое тем, что
практически у всех уже есть дома оффтопик, который с задачами
пользователя справляется хорошо.

На мой взгляд, образовательная часть, как и любые другие рабочие
решения, строятся на противоречии идеи Release early, release often.
Невозможно обучать на нестабильном продукте. Отсюда, попадающий под
эту ситуацию школьный дистрибутив должен быть you-name-it "proof".

Как мера отвлечения от вкусного проприетарного сыра, замечательно
будет каким-то образом потихоньку привносить в массы мысль, что
неполезно по жизни быть намертво пристёгнутым к проприетарным
продуктам. Что надо иметь не навыки работы с конкретной программой, а
вообще навыки работы с компьютеризированными устройствами. Конечно,
многое зависит от самой программы обучения, но здесь надо стараться
показать, что "линукс" - это не панацея сама по себе от
интеллектуального рабства ("не создади себе кумира"), а очень хорошее
средство, для того что бы сформировать надёжные и действенные навыки
работы с современными устройствами и сервисами. Хорошее средство быть
образованным и современным человеком при этом не являясь надёжным и
долговременным вложением средств одной американской компании.

Мне кажется нужно паралелльно вести не только обучение работы с
линукс, но и разъяснение, почему линукс необходим каждому. Нужно
навсегда разбить связку PC==Windows. IMHO такое возможно только через
расширение кругозора, объяснение минимальной достаточности для решения
задач, объяснение выгод универсальных навыков. Таким образом, будет
создаваться хорошая почва для "взрастания" на ней ситуации No.2.

> 2. Хорошо обучаемый или уже грамотный пользователь, желающий
> разобраться в системе и не боящийся проблем с ней, по которым его
> могут проконсультировать на форуме или в списке рассылки.
>
> Впервые столкнувшись с массовой контрактной поддержкой в 2008 году, мы
> (ООО) сделали крен  в сторону первого пользователя. Крен все же
> небольшой, не как LinuxXP.
> Между тем, второй пользователь -- любимый, свой, главный резерв и
> тестирования, и разработки, и идей.

Здесь, на мой взгляд, есть небольшие грабельки сравнения ALT Linux с
другими дистрибутивами.

> На самом деле, моделей несколько больше. Надо учитывать разные
> интересы,  не вводя повсюду тотальную защиту от дурака и не изображая
> из себя винды.

+1