[sisyphus] Re: [sisyphus] udf - как это вообще работатет?

Mikhail Yakshin =?iso-8859-1?q?yakshin_=CE=C1_online=2Eru?=
Пт Янв 11 00:15:37 MSK 2002

Здравствуйте всем и в частности AVL!

> Оказывется недостаточно иметь udf и udftools
>
> http://sourceforge.net/projects/linux-udf
>
> надобы еще packetcd прикрутить.
>
> http://packet-cd.sourceforge.net/
>
> а он только в виде патча к 2.4.0-test10
>
> кто нибудь с этим уже разбирался?

Проясняю ситуацию, по поводу CD-R/RW и UDF, а то тут по-моему люди какую-то
ерунду говорят. Про CD-RW сказали правильно. Оно форматируется полностью,
при этом в принципе DirectCD создает на диске две файловых системы: одна -
UDF, другая - маленькая (с мегабайт) ISO9660, в которой лежит
програмка-ридер (разумеется под маздай), дабы при отсутствии этой програмки
на компе у юзера можно было прочитать диск без проблем.

Общеизвестный факт: одно и то же место на CD-RW можно переписать максимум
раз 10-20 (и то на хороших носителях). После этого на диске образуется
физически выжженый участок. Что для избежания этого делается в DirectCD: они
засовывают на диск еще хитрую карту размещения пространства, позволяющую
меньше и реже перезаписывать одни и те же участки, что намного увеличивает
срок жизни диска (на несколько порядков). Посему эта область занимает еще 50
мег, отбирая лишнее место на диске. Более того, насколько я понимаю,
алгоритмы работы с этой картой размещения - патентованные proprietary
алгоритмы фирмы Roxio.

По поводу CD-R все несколько хитрее. Там эта карта не нужна - соответственно
и форматируется быстрее, и места там больше (по-моему порядка 600 мег).
Форматировать их можно (и нужно) так же, как и CD-RW, только при этом,
конечно же, область под данные изначально не выжигается (в принципе она и на
RW тоже не выжигается - там только доооооолго создается эта самая карта). На
CD-R можно записывать после форматирования как на большую дискетку, а вот
стереть оттуда не получится - в лучшем случае файлы станут невидимыми, а
места на диске от этого не прибавится. Поэтому отформатированную болванку,
конечно, надо не выкидывать, а вполне можно юзать.

Теперь о том, как дело обстоит с поддержкой всего вышеперечисленного в
Линуксе. Начиная с поздних 2.3.x и в качестве патча 2.2 существует драйвер
файловой системы UDF. Этого более, чем достаточно для _чтения_ любых
носителей, записанных в UDF - и CD-R, и RW, и DVD-ROM/RAM.

В vanilla-ядре существует ограничение на то, что любой CD-ROM - устройство
только для чтения, но никак не для записи. Для записи нужно наложение патча,
добавляющего возможность пакетной записи и соответствующего монтирования
носителей. Этот самый патч (packetcd) существует для кучи ядер, но из-за его
крайней нестабильности развивается плохо и в основное ядро, естественно, не
принимается. Последнюю версию, что мне удалось найти была по-моему для
2.4.7-что-то там. Наверное, если поискать еще получше, можно найти и версии
для более старших ядер.

Проблемы там начинаются с тем, что по-моему этот самый packetcd не сильно
хочет взаимодействовать на RW с вышеупомянутой картой от DirectCD и посему
имеет тенденцию портить диски, отформатированные им (хотя после выполнения
Fix Unreadable Disc под DirectCD он восстанавливается). Сам он форматирует
диски по-моему без нее, что приводит к быстрому механическому износу.

В общем вроде так. Так что пока я считаю, что UDF на CD-RW для записи под
Линуксом использовать практически нереально. А читать - легко.

WBR, Mikhail Yakshin AKA GreyCat.