[ALTSP] [Sysadmins] концепция сети и серверов

Michael Shigorin mike at osdn.org.ua
Wed May 7 01:03:42 MSD 2008

On Tue, May 06, 2008 at 06:09:02PM +0600, Баратов Владимир Михайлович wrote:
> srlao> А что ещё посмотрели и чем был обусловлен выбор?
> Смотрел: Ubuntu, RH, CentOS, FreeBSD...возможно еще что-то...

Мгм.  Потому как некоторые прыгают не глядя в миграцию,
потом удивляются, почему не вышло -- особенно "на вчера".

> srlao> http://freesource.info/wiki/Dokumentacija/LTSP5 и Вам сюда:
> По LTSP читал инфу и пробовал ставить...все хорошо, НО в случае
> каких то сбоев в работе куда обращаться? продукт не
> коммерческий, задавать вопросы на форумах и ждать ответы?

Продукт коммерчески поддерживается нашей фирмой, Media Magic.
Расположены в Киеве, выезды и удалённая поддержка возможны
(равно как и помощь при участии опытных людей на местности).

Также занимаемся аудитом, анализом возможных путей миграции,
обучением персонала (в т.ч. технического).  По мере надобности
производим заказную доработку или разработку.

> srlao> В LTSP5 сломали балансировку нагрузки, мы ещё туда тоже не
> srlao> смотрели.  Если не планируется следующим шагом двести клиентов
> srlao> -- лучше остановиться на одном сервере.  Возможно, к концу года
> srlao> будет что-то с балансировкой опять.
> Нужна как я мыслю не столько балансировка нагрузки, сколько
> создание вычислительного кластера. Зачем? Ну к примеру сегодня
> поставим один сервак, завтра его перестанет хватать, вот тут же
> присоединяется второй и все работает...

Нетривиально и для такого количества клиентов вряд ли оправданно.

> ну еще как повышение отказоустойчивости ведь 2 надежнее чем
> один.

Зависит -- если "актив-актив", то может быть и балансировка, и
отказоустойчивость.  Но это редко бывает, обычно "актив-пассив"
(с холодной или горячей заменой отказавшего узла).

Если сильно хочется горячего резерва по железу -- можно
посмотреть Stratus'овские серверы, но IMHO обычно вполне
достаточно нормального хорошего железа с разумной степенью
хотсвопности и на нормальном хорошем питании.

> srlao> Кстати, если понадобится -- мы умеем делать кучутерабайтные
> srlao> стораджи на несколько гигабайт в секунду при необходимости:
> srlao> http://www.magic.kiev.ua/ru/solutions/clusters/storage/
> Реально дисковый массив по моим задумкам нужен для файлопомойки
> и баз 1С

Помойку можно держать внешней, а с базами -- лучше послушать уже
прозвучавшие ряом советы Лёшы, наверное, и балансировать _типы_
нагрузки.  Как по I/O, так и по CPU/RAM.

> srlao> SAS HDD в количестве 6--8 штук вполне хватит -- например, так:
> srlao> 2x73  [RAID1]   / /usr /var (или просто /)
> srlao> 4x146 [RAID10]  /home
> srlao> 2x146 [RAID1]   под бэкапы
> ок...надо подумать...расчитываю так то не столько сервер
> сколько просто железяку с большим количеством винтов и уже
> серверы будут обращаться к дисковому массиву

Лучше разбрасывать различную нагрузку по различным группам
физических шпинделей.  Например, в картинку выше можно дорисовать
4x146 [RAID10] под 1C.  А вот файлопомойку может быть проще
отселить на что угодно (RAID6?) на внешней кучке SATA.  И бэкапы
на ещё одной.

BTW VPN точно нужен?  Это не будет тривиально.  Мы планируем
к концу лета интеграцию транспорта с шифрованием, но на сегодня
безопасное соединение отсутствует во всех известных мне
дистрибутивах с LTSP4/5.

> srlao> Ставьте сразу это:
> srlao> ftp://ftp.linux.kiev.ua/pub/Linux/ALT/beta/ltsp-server/ltsp5-4.0-RC1.iso
> srlao> или если не горит -- надеюсь к лету выпустить 4.0.0, туда
> srlao> планируется более пригнанное терминальное ядро в том числе
> srlao> и std-pae, чтоб 4+Gb RAM сразу поддерживались "из коробки",
> srlao> как уже сделано в Линукс Терминал:
> srlao> ftp://ftp.linux.kiev.ua/pub/Linux/ALT/beta/school/terminal/
> Поставил на виртуалке но еще не потестил..

Сегодня образовался относительно свободный день (в ожидании
синхронизации школьного бранча), завтра образ предположительно
приедет на ftp://ftp.linux.kiev.ua/pub/Linux/ALT/beta/ltsp-server/
-- анонс напишу в ltsp-server@, как будет на месте.

> ну свое виденье выше изложил...что пока останавливаюсь на 2х серверах
> в вычислительном кластере

Вычислительный кластер (HPC) -- это сааавсем другой вид спорта,
там вылет ноды -- нормальное явление.  Серьёзно, бросьте Вы эти
кластеры, не по делу они тут.  Вторая железка в горячем резерве,
избыточность стораджа и регулярный бэкап в таких случаях более
чем достаточны.

Если бы были оптимальны стойки с серверами и от-такенные внешние
стораджи -- так бы и сказал, благо на _вычислительных_ кластерах
НАН Украины (и не только) такое наши и строили:

http://icybcluster.org.ua/about.html
http://www.supercomputers.ru/?page=rating

> которые выполняют функции терминального сервера, клиентов
> попробую прописать цепляться по группам к одному или другому
> серверу в зависимости от группы, серверы в свою очередь будут
> обращаться к "железячному" дисковому массиву

Это всё можно мучительно построить и потерять столько же
производительности, например, на невыровненном RAID5.

Как по мне -- сапог в бою надёжней.  Впрочем, дело личное.

> srlao> Наибольшая проблема -- привычки пользователей...
> дааа...с пользователями не так все просто
> а про пилотный...нет в запасе свободных машинок чтобы можно
> было бы пробовать :(

С терминальным сервером можно пробовать и на имеющихся,
лишь бы умели грузиться по сети.

Цифры указаны на magic.kiev.ua и по ссылке на SuccessStories,
но в общем на двухъядерном десктопе с некоторым запасом по
памяти пять-десять мест пилотить можно спокойно (другое дело,
что начинать всё равно лучше с одного).

> srlao> PS: если потребуется поддержать процесс перехода в любом виде --
> srlao> что на фрисофт под виндой, что под линуксом, что ещё и с LTSP
> srlao> поверх -- наша лавочка может вписаться.  Хотя буду только рад,
> srlao> если сами справитесь и другим советом поможете :-)
> условия? интересно было бы узнать условия сотрудничества с
> вашей "лавочкой"

Оговариваются индивидуально -- у нас есть свои внутренние
ограничения на верхнюю и нижнюю планку по удельной стоимости
миграции на проектах, которые считаем осмысленными выполнять.
В любом разе стараемся максимально передать технологию
специалистам заказчика -- мы помогаем при переезде,
а им с этим жить.  И пользователям.

PS: в конце следующей недели буду в Москве, потом в Томск на
конференцию (про терминальные решения и буду рассказывать),
потом опять день-два в Москве; если будет надобность пойматься
в ближайшее время, можно попробовать.

В любом разе в Екатеринбурге водится wrar@, если потребуются
опытные руки на месте -- будем думать сообща.