[ALTSP] [Sysadmins] концепция сети и серверов

Michael Shigorin mike at osdn.org.ua
Mon May 5 15:18:52 MSD 2008

On Thu, Apr 24, 2008 at 07:56:12PM +0600, Баратов Владимир Михайлович wrote:
> Есть грандиозный замысел по миграции с виндовс на линукс, выбор
> остановлен на АЛТе

А что ещё посмотрели и чем был обусловлен выбор?

http://freesource.info/wiki/Dokumentacija/LTSP5 и Вам сюда:

> Иду в направление такое...два сервера терминалов, объединенных
> в вычислительный кластер (создается с целью, дальнейшего
> увеличение вычислительной мощности при необходимости)

В LTSP5 сломали балансировку нагрузки, мы ещё туда тоже не
смотрели.  Если не планируется следующим шагом двести клиентов
-- лучше остановиться на одном сервере.  Возможно, к концу года
будет что-то с балансировкой опять.

> внешний дисковый массив для нужд файлохранилища.

Кстати, если понадобится -- мы умеем делать кучутерабайтные
стораджи на несколько гигабайт в секунду при необходимости:
http://www.magic.kiev.ua/ru/solutions/clusters/storage/

> Основные используемые приложения это: 1С, стандартный офисный пакет,
> Консультант+, Гранд-смета.  Терминальных клиентов на первое
> время - 50 шт.

Для этого хватит одного тазика с четырьмя, ну восемью гигами
и ядрами.  Где-то в $3--5K, если те же HP DL.  Только лучше
на оптеронах, чем на Xeon 53xx -- у тех с масштабируемостью по
ядрам всё плохо и с памятью ещё хуже, если не простыни гонять,
а random access.

SAS HDD в количестве 6--8 штук вполне хватит -- например, так:

2x73  [RAID1]	/ /usr /var (или просто /)
4x146 [RAID10]	/home
2x146 [RAID1]	под бэкапы

> На серверы рассчитываю ставить ALT Desktop+LTSP, рабочий стол
> отдавать по Х с организацией VPN до терминальных клиентов.

Ставьте сразу это:
ftp://ftp.linux.kiev.ua/pub/Linux/ALT/beta/ltsp-server/ltsp5-4.0-RC1.iso
или если не горит -- надеюсь к лету выпустить 4.0.0, туда
планируется более пригнанное терминальное ядро в том числе
и std-pae, чтоб 4+Gb RAM сразу поддерживались "из коробки",
как уже сделано в Линукс Терминал:
ftp://ftp.linux.kiev.ua/pub/Linux/ALT/beta/school/terminal/

> Сервера к примеру от НР с ОЗУ по 8Г и вином на 73Г
> (только под ОСь).

Вообще под ось лучше зеркало, да и с локальным массивом
(предпочитаю тут RAID10) при таком количестве клиентов проще.

См. тж. http://www.magic.kiev.ua/ru/solutions/servers/altsp5/ и
http://wiki.ltsp.org/twiki/bin/view/Ltsp/SuccessStories#Local_Net_Solutions_installs_7_s

---
The main boot/application servers were HP DL385 - Dual core, dual
processor AMD Opteron 285's with 8 GB RAM and 3 36GB SCSI drives
and 6 Gigabit ethernet (4 ports bonded to be one fat pipe to
provide DHCP and data to the clients). Each school has 1 to 5
application servers with 70 to 120 clients per server. Each
school also has a DL385 with 6 142GB SCSI drives acting as a
common storage area for students.
---

Бишь до ста с лишним клиентов на один сервер помещается, а вот
если уже серверы надо плодить -- тогда осмысленно внешний сторадж.

Недавно поднимали 23 клиента (24-й HP Neoware сдох и запищал,
никому такое барахло по $500 не порекомендую и им не рекомендовал)
-- памяти на локальную сессию плюс 23x KDE, 23x Firefox с домашней
страничкой сервиса и ещё один OpenOffice с мелким документом ушло
1200M из 8G.  Даже с кэшем ушло гига два-три, остальное болталось
свободным.

> "Хитрый" софт - типа клиент банков и т.п. оставить на
> виндовых машинках.

Угу, или виндовом терминальном сервере, или syselegance.com
(их реализация заводит на одной winxp pro десять сессий).
Местами зависит от вредности по части привязки к железу или
специфическим аппаратным интерфейсам.

> Теперь вопрос, кто может совет дать из тех кто реализовывал
> подобную концепцию, возможно я вообще не в ту сторону движусь
> и пока есть время изменить ее можно.

Начните с пилота одного места.

Если получится перетащить нужный софт _и_ пользователя --
то терминальный режим уже по большей части дело техники.

Наибольшая проблема -- привычки пользователей...

См. тж.:
http://migration.osdn.org.ua
http://openoffice.blogs.com/openoffice/2007/04/transitioning_a.html
http://www.freesource.info/wiki/WadimMashckoff/pomojka/migrationoverview

PS: если потребуется поддержать процесс перехода в любом виде --
что на фрисофт под виндой, что под линуксом, что ещё и с LTSP
поверх -- наша лавочка может вписаться.  Хотя буду только рад,
если сами справитесь и другим советом поможете :-)

--
Michael Shigorin
Media Magic Ltd project manager