[Legal] " почему я не выбираю свободную лицензию для своего проекта "

Arkady Sempliyaroff asempl на front.ru
Пт Сен 2 09:36:31 MSD 2005

По-моему --- ничего не отвечать.

Обе названные причины имеют под собой основания, но их роль сильно
преувеличена.

Проблема кражи кусков опенсорс-кода с целью незаконной продажи
действительно существует. Каждый опенсорс-проект кормит тучу подобных
воров. Однако, утверждать, что это 99% случаев --- мягко говоря, сильное
преувеличение. Пиратство есть везде --- и в опенсорсе тоже. Просто в
проприетарных проектах это происходит в форме продажи ломаных версий, а
в опенсорсе --- путем кражи кусков кода на продажу. Где больше масштабы
пиратства --- думаю, комментарии излишни.

Мне не доводилось видеть еще ни одного опенсорс-проекта, РЕАЛЬНО
угробленного путем выпуска взаимоисключающих патчей. Или каким-то иным
способом, кроме прекращения поддержки авторром. Какой-нибудь козел,
конечно, может их написать, но для того, чтобы угробить проект --- этого
мало. Надо еще заставить большинство (а не только некоторых)
пользователей установить их. Или хотя бы один из них. Пока проект
поддерживается автором, это будет сложно сделать. А после прекращения
поддержки --- не все ли автору равно? Во всяком случае, проприетарный
проект после прекращения поддержки умрет с гарантией, а опенсорс --- еще
не факт.

На самом деле, вопрос выбора лицензии --- это прежде всего вопрос выбора
способа контроля над продуктом. Если человек хочет всегда держать руку
на пульсе, и контролировать весь процесс жизни проекта --- от рождения
до смерти --- то ему, конечно, опенсорс ни к чему.

Самое реальное, чем рискует человек, прекратив поддержку
опенсорс-проекта --- это тем, что проект продолжит жить уже без него.
Если человек захочет частично или полностью "закрыть" проект, сделав его
коммерческим --- ему это, скорее всего, не удастся, потому что появится
форк, распространяемый под GPL --- именно такова история появления
X.org. Если человек не хочет такого поворота дела --- ему опенсорс ни к
чему.

Бесспорным является факт, что на опенсорсе заработать деньги труднее,
чем на проприетарном софте. И денег получается ощутимо меньше. Если
человек хочет получать деньги непосредственно за свой труд, а не
опосредовано --- путем продажи готовых решений или надстроек, например
--- то ему тоже опенсорс ни к чему.

А теперь о самом главном.

Бесспорным является факт, что многие сторонники опенсорса своим
поведением сильно смахивают на религиозных фанатиков. НО!!! Посмотрите
на меня понимательнее и послушайте, что я Вам скажу.

Я --- почти что религиозный фанатик. Правда, религией предпочитаю
заниматься не по поводу выбора лицензии для программы, а по поводу
шаббата и кашрута, но это в данном случае вопрос второй. Я хотел сказать
не об этом.

Я хотел сказать о том, что выбор лицензии из анти-религиозных
соображений --- не менее глупое дело, чем создание опенсорс-религии.
Потому что --- поверьте мне, как человеку, имеющему солидный опыт в
таких делах --- всякое отрицание религии тоже есть религия. Со всеми
втекающими и вытекающими последствиями.

Что касается моей личной точки зрения на этот вопрос --- то вопрос
выбора лицензии относится ни к человеку, а к продукту. Я в данный момент
веду несколько проектов. Часть из них --- проприетарные, часть ---
опенсорс. Я выбираю лицензию, исходя из того, что именно в проекте стоит
денег. Если сама программа --- то проект проприетарный. Если построенное
на ней решение или результат ее работы --- то опенсорс. А свои
разработки для ВЕБа я просто продаю --- то есть передаю в полное
владение заказчику, а уж он будет решать, что с ним делать дальше ---
открывать или нет, а если открывать --- то под какой лицензией.

Это мой личный подход, совершенно не обязательно, что он верен для всего
человечества.

С уважением, Аркадий.