[Legal] Re: [Legal] Ликбез

Alexander Boroukhin infolaw на ezmail.ru
Пт Дек 6 20:09:45 MSK 2002

Здравствуйте, ROmul.

5 декабря 2002 г. в 20:23:21 Вы писали в legal:

R> Кто-нибудь может сказать формальное определение лицензии в юридическом смысле?
1) "Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида
деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и
условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или
индивидуальному предпринимателю" (ст. 2 ФЗ "О лицензировании отдельных
видов деятельности). Это не то, что Вас интересует.
2) =Лицензионный договор в патентном праве: "По лицензионному договору
патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на
использование охраняемого объекта промышленной собственности в объеме,
предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний
принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные
договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные
договором". (ст. 13 Патентного закона РФ) К произведениям, охраняемым
авторским правом, также не относится.
3) =Лицензионный договор в ст. 26 Закона РФ "О товарных знаках..." То
же самое.
4) Очевидно, можно накопать еще дюжину значений слова "лицензия" в
разных отраслях публичного и частного права. Отсюда путаница, которой
так возмущается Ф. Зуев.

Теперь о лицензиях именно в авторском праве:
1) То же самое, что и авторский договор о передаче неисключительных
прав в ст. 30 ЗоАП (в этом смысле термин "лицензия" употребляется в
юридической науке): "Авторский договор о передаче неисключительных
прав разрешает пользователю использование произведения наравне с
обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и или) другим
лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким
же способом."
2) Лицензии в ст. 45 и 46 ЗоАП, выдаваемые организациями, управляющими
правами на коллективной основе. Очевидно, что по содержанию аналогичны
п. (1), но заключаются через своеобразное посредничество такой
организации (достаточно извращенная, надо сказать, форма).
3) Принудительные лицензии в ст. V Всемирной конвенции об авторском
праве и в Бернской конвенции (там много таких случаев). Еще один
"гибридный тип"- это по существу публично-правовые лицензии,
выдаваемые государством, но по содержанию они совпадают с
частно-правовыми неисключительными лицензией, какие мог бы выдавать
правообладатель.

Наконец, предлагается введение термина "лицензионный договор"
рпименительно к любым объектам интеллектуальной собственности:
- "По лицензионному договору о предоставлении разрешения на
использование объекта интеллектуальной собственности обладатель таких
прав (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другому лицу
(лицензиату) разрешение на использование такого объекта в пределах и
способами, предусмотренными договором." (ст. 14 Проекта 4 части ГК под
ред. А.П. Сергеева, ред. от 08.06.2002 г.)
- "По лицензионному договору автор или иной обладатель исключительного
права на результат интеллектуальной деятельности или на средство
индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить
другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или
средства в установленных договором пределах." (ст. 10 Проекта 4 части
ГК под ред. В.А. Дозорцева, ред. от 08.10.1999 г.)
Я придерживаюсь той точки зрения, что использование термина "лицензия"
в таком смысле (пока без учета особенностей приведенных формулировок)
допустимо и полезно (т.к. позволяет описывать общие для всех отраслей
права ИС моменты с использованием общей же терминологии). Главное, при
каждом употреблении термина хорошо представлять, какой именно смысл ты
вкладываешь в него в этом контексте (а при обнародовании своих
исследований - давать определения всем необщепринятым терминам).

R> Является ли произвольный текст написанный автором произведения лицензией?
Если этот текст - Readme.txt, то, вероятно, нет :) А вообще, не важно,
как автор назвал этот текст. Главный критерий - чтобы его содержание и
форма удовлетворяли требованиям к лицензионному договору (см. ЗоАП,
ЗоПЭВМ, 1 Часть ГК).

R> Насколько я понимаю, автор не в праве запрещать какие-либо действия с его
R> произведением или его экземпляром?
R> Действует ли  правило "если не  разрешено, значит запрещено"?
Скажем так:
1. По умолчанию все разрешено.
2. Авторское право запрещает ряд действий, осуществление которых отнесено
к правомочиям обладателя исключительных прав (все, что не попало в эту
сферу правомочий, по-прежнему разрешено).
3. Авторское право само устанавливает ряд ограничений сферы правомочий
правообладателя (случаи свободного использования, ограничение срока
действия прав, принцип исчерпания прав). Т.е. часть действий из п. 2
становятся разрешенными в силу самого закона, независимо от желания
автора их разрешить или запретить.
4. Автор в установленной форме (авторский договор, в т.ч. и
лицензионный) может разрешить другим лицам осуществление правомочий,
отнесенных к п. 2 в установленных договором рамках (срок, территория,
круг лиц). Запрещать автору ничего не нужно: все, что он может
запретить (п. 2 минус п. 3), и так по умолчанию запрещено; все, что не
относится к п. 2 или относится к п. 3, он запретить просто не может.
Т.е. любые запреты в лицензиях (кроме тех, которые представляют собой
изъятия из закрепленных в лицензии разрешений) или просто повторяют закон или
ничтожны.

--
С уважением,
Александр Бороухин