[Homeros] О homeros

Maxim Bilak heavy92 на meta.ua
Сб Фев 7 09:53:02 MSK 2015

anpilov2009 <anpilov2009 на yandex.ru> writes:

>     Макс,расскажи мне,пожалуйста,о работе с утилитой Fdisk: как
> увидеть разделы,как их создавать,как редактировать,можно ли с помощью
> утилиты перемещать разделы,тоесть может ли Fdisk полностью заменить
> Gparted?

Андрей, это откровенно говоря, слишком долго, т.е. ты просишь перевести
тебе документацию, а для меня это проблематично. Я тебе приведу сейчас
пример использования, а ты, уже основываясь на этом примере, сможешь
работать с программой "fdisk" самостоятельно, т.к. в интернете есть
статьи, где рассказывается о работе с этой программой, вплоть до
копирования сообщений из терминала.
И так: если ты хочешь работать с жостким диском, к примеру он у тебя
"sda", то выполняешь команду:

sudo fdisk /dev/sda

Программа поприветствует тебя, и закончит приглашением командной строки,
в конце будет нечто вроде "type "m" for help", т.е. нужно нажать "m" и
энтер, для получения справки. Учти, что программа интерактивная, тоесть
позволяет работать с ней в реальном времени.
Предположим, ты хочешь удалить все разделы, и создать один новый. в этом
случае, тут же нажимаешь "d", от английского "delete", и нажимаешь
энтер. Программа спросит, какой раздел ты хочешь удалить, нужно ввести
число от одного до четвёрки, и нажать энтер. Если ты не введёшь число, а
просто нажмёшь энтер, то программа удалит первый раздел, присутствующий
в системе.
Почему от единицы до четвёрки: дело в том, что если у тебя досовская
таблица разделов, то там есть ограничение на четыре первичных
раздела. Первые четыре цыфры, зарезервированы за этими первичными, или
примари, разделами. К примеру: если ты создашь один первичный раздел, а
затем второй - расширеный и в этом расширеном разделе логический раздел,
то у тебя первичный будет "sda1", расширеный - "sda2", а вот логический
уже "sda5".
Если у тебя ещё есть разделы которые ты хочешь удалить, то тебе нужно
клавишей "d" давать команду на удаление, и нажимать энтер.
Предположим, ты удалил все разделы (если ничего неосталось для удаления,
то программа, после нажатия на "d" и энтер, тебе об этом скажет), то
создаём раздел. Нажимаешь "n" (от слова "new"), и нажимаешь
энтер. Программа тебя спросит, какой тип раздела ты хочешь создать, и
предлагает нажать букву английского алфавита, соответствующую твоему
выбору. Если ты хочешь первичный (primary), то нажимаешь букву "p", и
энтер. Там всё написано, т.е. можно выбрать и свап и много чего ещё, так
что думаю ты там незаблудишься.
После этого, программа тебе предложит ввести номер раздела, если ты
создаёшь раздел на чистом жестяке, то соответственно, поумолчанию он
будет первым. Либо нажимаешь число, либо просто оставляешь поумолчанию
первый если ты с этим выбором согласен, и нажимаешь энтер.
Далее - тебя спросят о том, сколько свободного места, должно остатся
перед создаваемым разделом (я очень надеюсь, что ничего
непереврал). Если тебе это ненужно, нажимаешь на энтер, и идёшь
дальше. Последний вопрос, который тебе задаётся - какой ты хочешь размер
раздела. Я ввожу всегда в мегобайтах. Например ты хочешь, что бы у тебя
первый раздел был 30 гигов, ну или получится даже 29 с хвостиком, то
можно тут ввести примерно такое:

+30000M

Тоесть 30000 мегобайт. Мне этого хватало всегда.
Далее - делаешь остальные действия которые тебе нужно, и затем -
нажимаешь "w" и энтер, для сохранения изменений на диске. Учти, что в
этом моём примере, разделы создаётся без файловой системы.
Пока ты работаешь с разделами, реальных изменений на
диске непроисходит. Поэтому, если ты что-то зделал нетак, но ещё
несохранял изменений, ты можешь нажать "q", и энтер, для выхода из
программы, без изменения разделов на диске.
Вот это пример использования, который я тут привёл для того, что бы ты
понял принцип, как с этим работать. Там ещё много параметров и
возможностей, я несмогу обо всём написать, даже при всём желании.
Посмотреть какие разделы есть, можно командой:

fdisk -l /dev/sda

В этом примере, ты смотришь что у тебя есть на жестяке, или первом
устройстве в системе.
Сравнивать же эту программу с "gparted" наверное нельзя, т.к. "gparted"
поддерживает ряд возможностей, например создание таблицы разделов
"GPT". Но в принципе, если ты какими-нибудь специфическими вещами
непользуешься, то "fdisk" тебе подойдёт.