[Homeros] I: Изменения направления развития проекта

Michael Pozhidaev msp на altlinux.ru
Вт Дек 6 01:43:52 MSK 2011

Приветствую всех!

Ниже привожу результаты последнего анализа обстановки и выводы, которые
должен сделать, чтобы рационально учитывать новые обстоятельства.

1. Предпосылки

Помимо обстоятельств, которые независили от меня, есть ряд новых условий
личного характера. Новая работа, которой я должен заниматься строго full
time, при ближайшем рассмотрении становится очень крупной. Работа
потенциально оказывается больше, чем voiceman+musitorius+textlus в сумме
и требует серьёзной глубокой отдачи. В новой обстановке мне хотелось бы
сместить фокус внимания с дистрибутивов на работу над voiceman +
musitorius + textlus как на независимые проекты и заниматься
экспериментальными исследованиями новых подходов, как, например, перенос
функций в D-Bus, и развить недавно начатое общение с freedesktop по
части новых стандартов в области accessibility. Помимо этого, я переношу
свою академическую нагрузку в ТГУ в область "умной" обработки
информации с потенциальной надеждой получить результаты, применимые и
для упрощения поиска материалов для незрячих людей.

Теперь про предпосылки, от меня независимые: количество сред с
реализацией доступного окружения увеличивается:

http://wiki.xfce.org/releng/4.10/roadmap/accessibility

Шансы и надежды очень хорошие, но сделать это основой уже третьего
дистрибутива мы не в состоянии. GNOME на текущий момент втянул в себя
совершенно мне непонятное количество не особенно полезного кода, что
сделало из него конструкцию интересную только в условиях отсутствия
альтернатив. Помимо этого KDE Accessibility тоже тлеет, но и KDE
заслуживает критики, как и GNOME.

Насколько можно судить, браузер Firefox впадает если не в финальную фазу
своего развития, то в период ухода в нишевую сферу. Разработчики Chrome
не стремяться поддержать AT-SPI, который когда-то был инициативой
The Linux Foundation и GNOME Accessibility Project, делая ставку на
собственные механизмы сбора информации, что вполне понятно, так как в
среде на основе ChromeOS никакого AT-SPI нет.

В сфере поставщиков дистрибутивов сильно изменился расклад, бывшие всем
хорошо известные лидеры вытеснены с первых позиций. Неожиданный рост
популярности Linux Mint заставляет  присмотреться к ситуации, хотя
позиция Linux Mint в области Accessibility мне пока неизвестна. С другой
стороны, другая лидирующая система - Fedora очень интенсивно взялась за
инновации, что в потенциале способно поднять популярность
linux-десктопа, чего сильно ныне не хватает, вне зависимости  от
пригодности для незрячих людей.

2. Изменения.

В новой обстановке мне хочется перераспланировать своё время, доступное
для занятий Homeros, который от самого момента своего существования
никогда не был источником заработка, и мне приходилось заниматься им
сугубо в свободное время. Основное изменение - отказ от нескольких
загрузочных дистрибутивов, которые на текущий момент
планировались. Останется только лёгкий LiveCD, пригодный для задач
администрирования и развёртывания системы без визуального контроля  на
жёстком диске. Основой останется emacspeak, который активно
развивается. В среде LiveCD будут убраны очевидно бесполезные
для LiveCD инструменты, вроде почтовика, записной книжки, адресов и пр., но
оставлены проигрыватель, читалка книг (будут оба варианта - rbook и
textlus) и пакет live-install для переноса системы, который тоже
претерпевает изменения. Сфера дистрибутивов на основе emacspeak в мире
остаётся незанятой, есть смысл усилить именно это направление.

Во всём остальном поддержка вспомогательных технологий будет выполняться
только на уровне репозиториев, позволяя установить любое подготовленное адаптированное
окружение из Интернета. Разумеется, будем думать, как это делать
попроще. Вспомогательные комплекты для GNOME, KDE, XFCE и всех других,
которые захотят присоединиться, будут поддерживаться в самом стандартном
варианте с минимальными изменениями от ALT Linux. Попробуем
ориентироваться на более частое обновление, внедряя постепенно
интеллектуальные роботы от Игоря Власенко.

Таким образом, идеи системы Homeros Desktop можно считать отменёнными,
ALT LInux Homeros Friend станет просто ALT LInux Homeros. В некотором
будущем внесу изменения на сайте и напишу об этом в блоге. Ситуация, на
мой взгляд, меняется не особенно координально. В любом случае, никто из
потенциально заинтересованных лиц не оказывается пострадавшим, но такое
изменение позволяет мне сосредоточится на более содержательных
исследованиях взамен сухой и механической работы над пакетами в
репозиториях, которая вполне занимала меня пару лет назад, но сейчас в
новой обстановке хочется больше именно заниматься новыми утилитами и
участвовать в более крупных работах. К тому же, такое изменение
позволяет снизить риск проигрыша, делая ставку на системы, которые
завтра прекратят своё существование.

Всем спасибо! Любые замечания и предложения принимаются!