[Homeros] Запись дисков (was: особенности и проблемы(продолжение))

Michael Pozhidaev msp на altlinux.ru
Ср Авг 17 00:54:13 UTC 2011

Андрей, добрый день!

> Как делается запись и стирание дисков? И можно ли отличить cd r от cd
> rw? Свои-то я знаю, где какой, а неизвестный диск?

Информацию можно получить при помощи команды wodim -atip. Там, правда,
по-английски, но понять можно. На cdr он пишет нечто вроде:

  Is not erasable
  Disk sub type: Medium Type B, low Beta category (B-) (4)
  ATIP start of lead in:  -12369 (97:17/06)
  ATIP start of lead out: 359849 (79:59/74)
Disk type:    Short strategy type (Phthalocyanine or similar)

На cdrw уже нечто вроде:

  Is erasable
  Disk sub type: High speed Rewritable (CAV) media (1)

Процедура записи выглядит где-то таким образом:

1. Сначала сделаем образ. Предположим, что Вы сложили все файлы в
директорию /tmp/2write. Команда получения образа будет такой:

genisoimage -r -J -o /tmp/2write.iso /tmp/2write/ &> /dev/null

Тут убрал вывод команды, поскольку она мусорит процентами в терминал, но
если процесс провалится, то &> /dev/null надо, конечно, убрать. Обратите
внимание на ключ -J. Он включает Windows расширения, но, к сожалению,
имеет весьма строгие требования к именам файлов и директориям. Очень
много данных, которые нормально лежат в файловой системе linux, на диск с
-J не полезут. Без -J диск будет сделан только с unix -расширениями,
будет правильно читаться на unix-системах, но в Windows будут
оьбрубленные имена файлов.

2. Заливаем образ на диск. Если у Вас cdrw, и Вы желаете сначала стереть
данные, то команда такая:

wodim -v --tao blank=fast -eject /tmp/2write.iso

Если это cdr, то нечто такое:

wodim -v --tao speed=16 -eject /tmp/2write.iso

Во втором случае мы принудительно ограничиваем скорость записи. Это дело
вкуса, ограничивать или нет, это не обязательно. Если не ограничивать,
тогда speed=16 не пишем, и диск режется на предельной скорости.

У всего этого дела есть масса частных случаев. Например, команда

wodim -v --tao blank=fast

просто очистит cdrw и ничего не запишет. Помимо этого возможна запись
без сохранения образа на жёстком диске, то есть как-то так:

genisoimage -r -J /tmp/2write/ 2> /dev/null | wodim -v --tao speed=16
-eject -

Но зачастую так делать тоже не особенно рекомендуется. Процесс записи
становится зависимым от потока данных при сборке образа. Это ещё одно
сочинение на открытую тему. Многие считают, что эта проблема в наши дни
уже не критична. Тем не менее, когда надо качественно и ответственно,
лучше всё-таки сначала сделать образ, а потом его залить.

Ну и в заключение надо ещё обратить внимание, что для аудио-дисков
лучше использовать cdrdao. Это отдельная история, связанная с тем, что
в режиме tao аудио-диски писать не рекомендуется, там будут паузы между
треками.

Здесь в очередной раз уместно моё любимое замечание, что само по себе
напрашивается написание скриптов, которые бы сделали этот процесс
намного проще. Поэтому, любые начинания в этой области обязательно
найдут своё применение в наших дистрибутивах. :))