[Homeros] Q: Идеальное речевое окружение

Lex lex на progger.ru
Пн Июн 21 12:52:45 UTC 2010

Здравствуйте, Михаил!

То, что вы предлагаете, я называю "песочницей": а именно созданная под
незрячего программа, которая имеет собственный речевой интерфейс. Почему
"песочница"? А потому, что в мире зрячих программ очень много, и у
человека есть выбор, чем пользоваться, а тратя усилия на создание
специализированого интерфейса, вместо того, чтобы приложить их к делу
доступности обычных программ - это загонять незрячего в ту самую
песочницу, где он будет сидеть не имея выбора изолированым. Ресурсов у
нас и так очень мало, мы не можем пойти путем дублирования всех уже
созданых программ, или "дописывая" навески интерфейса к ним. Лучше
потратить эти ресурсы на улучшение вспомогательных технологий, которые
дадут возможность получать доступ к огромному количеству уже написаных
программ.
Безусловно, для некоторых задач, таких как работа начинающего
пользователя за компьютером, специализированое ПО может быть легче в
освоении. Но опять же, садя незрячего человека за такое ПО, вы забираете
у него возможность осваивать обычное ПО. Да, это сложнее, но так
открывается мир обычных программ. По-моему очевидно, что всегда приходит
момент, когда человек "переростает" свою песочницу, а именно, ему стает
нехватать ее функций. Почему забираете? Потому, что привыкнув к
"удобному" интерфейсу ему будет лень/непонятно/страшно запускать
скринридер и изучать особенности работы с ним. Я так говорю, потому что
сам видел людей, которые "привязаны" к макс ридеру (виндовая песочница
для работы с текстовыми книгами и конвертации их в аудио) просто потому,
что это было первым, что они увидели в своей жизни и все остальное
кажется им сложным/неудобным. Но насладиться в полной мере работой за
компьютером они не могут по ясным причинам.
В качестве заключения скажу, что на мой взгляд сейчас наступает время
интеграции, равного доступа, когда извесные вендоры встраивают в свои
массовые продукты поддержку вспомогательных технологий "из коробки", дая
этим возможность людям со специальными потребностями пользоваться тем же
софтом, и иметь туже свободу, что и все прочие. Не все еще в этом поле
идеально, но прогресс на лицо.

Ниже подстрочные комментарии.

21.06.2010 2:20, Michael Pozhidaev пишет:
> 1. среда предназначено чисто для полезной логике. Все вопросы вывода
> речи в ней не обсуждаются. Предполагается, что под ней работает речевой
> сервер, который снимает всю заботу;

Вопрос архитектуры вывода речи в любом случае стоит. Допустим, в системе
можно предусмотреть приоритеты и очереди сообщений, как это реализовано
в speech-dispatcher. Ясное дело, что если ориентироваться на voiceman,
то такого пока не реализовать, а принимать подобное архитектурное
решение необходимо на начальной стадии.
> 2. при выборе внутреннего дизайна, в случае, если нужно определиться
> между "правильно" и "попроще", выбираем правильно. То етсь, дизайн
> должен быть ясным и красивым;

Приведу просто цитату из "дзена" питона. Мне кажется, этим сказано многое.
Special cases aren't special enough to break the rules.
Although practicality beats purity.
Now is better than never.
Although never is often better than *right* now.
If the implementation is hard to explain, it's a bad idea.
If the implementation is easy to explain, it may be a good idea.

> 3. по части языковых конструкций, предлагал бы смотреть на возможности
> Java. Плюсы могу описать, если кто попросит.

Опишите, но не забывайте, что среди незрячих программистов джавистов не
много. Так же, виртуальная машина достаточно тяжеловесная штука, а
синтаксис java не способствует rapid development.

Lex