Andrey V Stolyarov =?iso-8859-1?q?crocodil_=CE=C1_croco=2Enet?=
Вс Окт 26 23:41:11 MSK 2008

On Sun, 26 Oct 2008, Dmitriy M. Maslennikov wrote:

> Испортить невозможно. А вот научить?

Того, которого вообще можно научить -- можно научить на Лиспе.
Того, которого научить нельзя -- нельзя вне зависимости от языка.
А ещё см. ниже.

> Все же лисп черезчур заумен

Ерунда.  Он просто непривычен для мозгов, испорченных (УЖЕ
испорченных) императивным программированием.  Мозги школьников
ещё пока императивщиной не испорчены.

> и все его прелести раскрываются очень не скоро.

Все прелести скоро раскрываются разве что в ситуации полного
отсутствия прелестей.  Утверждение о том, что-де прелести
раскрываются не сразу, справедливо для _любого_ мало-мальски
живого языка.  Все имеющиеся прелести раскрыть можно разве что
для Brainfuck :-) только на нём, понятное дело, ни писать, ни
учить невозможно, можно только заниматься тем, что сказано в
названии.

> А детям быстро надо.

С этим как раз никаких проблем. Берём интерпретатор, пишем
(+ 2 3) -- и получаем 5.  Уж куда быстрее.

> Да и сложен он слишком, если не ученики не старшекласники школы
> с математическим уклоном. Всем остальным, считаю, лисп
> противопоказан абсолютно.

Мой опыт показывает прямо противоположное.

Есть у нас (МГУ) филиал в славном городе Астана.  И был там семь
лет назад первый набор студентов.  Поскольку никто тогда про
филиал не знал, конкурс был низкий, уровень студентов получился в
этом наборе ниже плинтуса.  И была там одна девица, на которую
сначала махнул рукой местный преподаватель, читавший "Алгоритмы и
алгоритмические языки", потом рукой махнул мой шеф, читавший у
них "Архитектуру ЭВМ", потом рукой махнул я, когда читал "Системы
программирования". Ну вот не может человек программировать, и не
хочет, и в гробу всё это видал, а отчислить нельзя, потому как
вообще весь курс придётся гнать.  Ну, там, филиал -- дело тонкое,
как и восток.

А на третий курс, надо отметить, их из Астаны к нам в Москву
присылают, распределяют по кафедрам, как и московских студентов,
всё как надо. Так вот, распределилась девица к нам на кафедру
алгоритмических языков. Распределилась, насколько я понял, в
поисках халявы -- было тогда такое поверье среди студентов, что у
нас на АЯ можно не учиться.  Ну, поверье через некоторое время
сошло на нет, когда мы начали на пятом курсе головы откручивать,
но это уже другая история.

Стало быть, распределилась она к нам.  А у нас кафедральный
практикум -- в пятом семестре Рефал, в шестом Лисп, в седьмом
Пролог.  Обычно половина студентов от этого приходит в ужас и
уныние. Так вот каково же было наше удивление, когда эта вот
девочка, которая массивы сортировать не умела, не говоря уже о
чём-то большем, начала на "альтернативных" языках писать чуть ли
не лучше всех в группе, то есть лучше даже большинства московских
студентов.  Своими глазами видел, как она в перерыве _объясняла_
толпе народу (среди которых было несколько "профессионалов", т.е.
таких студентов, которые к тому времени уже программировали за
деньги), как тут что в этом Лиспе.

Потом уже на четвёртом курсе мы с шефом её поймали и в два голоса
убедили, что переход от декларативного к императивному гораздо
проще, чем обратно, так что надо прекращать бояться, и всё
получится.

И получилось.  И диплом она сделала не бог весть какой сильный,
но вполне пристойный (программистский, заметим), и работу потом
нашла _по_ _специальности_ (!).  То есть программистом.  Сие
особенно интересно, если учесть, что по специальности работает от
силы треть наших выпускников.  То есть по итоговым
программистским возможностям она ухитрилась запрыгнуть в top-33%.

А не подвернулись бы ей альтернативные языки -- так и не поняла
бы, как это всё делается.

Мораль -- см. выше, в начале письма.

--
avst