[Freeschool] 20.03: opinion

Alexandre Prokoudine techwriter на tamb.ru
Ср Мар 27 21:50:30 MSK 2002

On Wed, 27 Mar 2002 12:22:05 +0300
"Anatoly A. Yakushin" <doc_jaa на mail.ru> wrote:

> Абсолютно согласен. За последние полгода этот вопрос поднимается
> третий или четвертый раз и каждый раз заходит в тупик.
> IMHO, нам надо решить, чего мы то хотим?
> Из речи Жданова лично я понял только одно - школа сейчас занимается
> одним предметом и имя ему Выживание.
> И тут мы все в белом.
> Опять же мое личное мнение - деятельность нашу надо свести к двум
> совершенно
> конкретным вещам - пропаганде свободного софта как альтернативы
> существующим решениям и объяснению того - что на ворованном софте
> учить плохо. Как ни примитивно это звучит.

Вот и плохо, что примитивно. На любой примитив всегда найдётся такой
примитив, что у нормального человека мозги завянут.

Каким именно образом Вы предполагаете пропагандировать свободное ПО как
альтернативу? Вспомните обсуждавшуюся здесь статью киевского
бухгалтера-менеджера-whatever. Когда она начала смотреть на свободный
софт? Когда прежний лицензионный САМОРТИЗИРОВАЛ.

А вот когда используется нелицензионный софт, то в ответ на пропаганду
Вам будет высказано приблизительно следующее:

1. Кто возьмёт на себя расходы на модернизацию до свободного софта и
перенесения всей накопленной информации на новую платформу?

2. Кто будет бесплатно доставать и устанавливать новый софт, а также
бесплатно поддерживать всё это в рабочем состоянии?

3. Кто возьмётся бесплатно обучать преподавателей работе с новой ОС?

Во всех трёх случаях ключевое слово - БЕСПЛАТНО, потому что используемый
в большинстве учебных заведений любого профиля софт достался им
БЕСПЛАТНО.

Если Вы будете рассказывать им о санкциях, над Вами в лучшем случае
посмеются, поскольку прецедентов в России не было.

Теперь по поводу разъяснений, что учить на ворованном плохо. Откровенно
говоря, это не покатит. Я не говорю, что этот аргумент неверен. Это
действительно плохо, но диалог получится примерно такой:

- А что Вы можете предложить взамен Excel?

- Gnumeric

- А где ещё он используется?

- Ну, пока нигде, но Вы можете учить детей принципу работы на примере
Gnumeric, а не работе с конкретным приложением. После школы дети смогут
работать с любым приложением такого типа.

- А что, у нас используется НЕСКОЛЬКО приложений такого типа?

Вот и весь разговор.

Вся сложность как раз и состоит в том, чтобы найти такие аргументы,
супротив которых не попрёшь. Люди слишком привыкли к тому, что воровать
по мелочи - это нормально. А когда это делается ещё и для детей - так
это вообще святое дело :-///

Отсюда вывод: сотрудничать с теми людьми, которые морально готовы
применять в подведомственных им учебных учреждениях решения на основе
свободного ПО. Появятся несколько таких учреждений - надо писать о них в
прессе, много писать, приводить конкретные цифры - ну, не мне вас учить.
В общем, создавать прецеденты, о которых будут знать все.

Переход к свободному ПО должен быть ОСОЗНАННЫМ и МОТИВИРОВАННЫМ. И
потом, с людьми надо уметь разговаривать, а не просто убеждать. У вас
есть знакомый директор школы - пригласите его в гости, выпейте по
бутылочке пива, покажите пару образовательных программ для Linux, не
требовательных к ресурсам, ЗАЧАРУЙТЕ человека тем, ЧТО и КАК и ЗА КАКИЕ
ДЕНЬГИ можно делать в Linux именно в образовательном плане. Имея
мотивацию, человек сам потянется к этому, если он(а) не тупица. Если у
вас есть маленькие дети, которые любят с чем-то возиться в Linux -
рисовать в Xpaint, играть в GCompris и т.д. - покажите.

Я заранее извиняюсь насчёт "ЗА КАКИЕ ДЕНЬГИ", но этот вопрос
руководителей учебных заведений всё же волнует, и не так уж мало. Они ж
не за свои деньги оборудование и пр. закупают.

Раз уж нам с вами приходится это разгребать, давайте хотя бы стратегию
нормальную продумаем.

--
А.П.