[Freeschool] Прошедший семинар: мысли вдогонку

Dmitry G. Mastrukov Дмитрий Геннадьевич Мастрюков dmitry на taurussoft.org
Вс Мар 24 17:16:02 MSK 2002

Всем привет!

Возвращаясь к недавнему семинару, хочу отметить некоторое смазанное
впечатление. Происходит оно от не совсем верной, на мой взгляд,
последовательности докладов. Слов нет, доклады г.Жданова и Максима
Отставнова были нужны, познавательны, а в случае Максима даже
парадоксальны и несколько провокационны, но оба они носили более общий
характер. Эти доклады хорошо бы слушались вообще на любой конференции по
информатике. Мне кажется, они должны были идти вначале. А уж потом
сообщения представителей тех самых учебных заведений, которые
предприняли успешные попытки внедрения свободного ПО (в дальнейшем СПО)
в образовательный процесс.

Но это мелочи, так, придирки. Я хочу остановиться на выводе, который
звучал на семинаре, и несогласных с которым не было. СПО готово (или
почти готово) к приходу в образование в ту область, которая занимается
привитем навыков работы с компьютером: общие принципы работы, подготовка
текстов, Интернет, почта и т.п.
Однако, сколько не говори: "Халва" - во рту слаще не станет. Сколько бы
мы не говорили, что СПО готово, что оно хорошо подходит для этой области
- это всё наши слова. Нужны примеры, которые можно "пощупать руками",
примеры с реальными цифрами выгоды. Я бы сказал, нужна законченная
платформа, нужен комплекс, который бы можно было продемонстрировать и
сказать: "СПО готово к внедрению, вот так это будет работать, вот такая
от этого будет выгода". Как раз по поводу такого комплекса я и хочу
поделиться своими мыслями.

Думаю, что основными аргументами в пользу СПО должны быть аргументы
экономические. В эпоху "развивающегося капитализма" моральные аргументы,
вроде лицензионной чистоты, свободы исходников и т.п., имеют место быть,
но должны лишь поддерживать аргументы "презренного металла" :(
Поглядим же на экономику. Давайте условимся, что аргументы стоимости СПО
относительно проприетарного софта мы тоже не будем использовать. МС с
огромным удовольствием отдаст свом продукты бесплатно или по смешным
ценам для подобного образовательного комплекса. Раз уж МС хотела таким
образом отвертеться у себя на родине от антимонопольных исков, то уж у
нас им сам бог велел.
Значит, надо искать другие пути. И они есть. Можно использовать в
комплексе вместо рабочих станций X-терминалы. Действительно, взять
сервер помощнее обычного, сеть на 100 мегабит и бездисковые станции -
чем плохо? В oo-discuss пробегала инфа, как в Тамбове SUN передала школе
свой терминальный комплекс. Значит, возможно такое сделать.
Но на все школы SUN'а не хватит, надо глядеть в сторону PC, как собрать
из доступных комплектующих терминал. Чтоб было и доступно, и заменяемо,
и недорого.
Представим обычную рабочую станцию, на которой можно достаточно
комфортно работать в графической среде (не важно даже, в Винде или под
Гном/КДЕ). Что мы выигрываем, заменяя эту станцию на терминал?
Во-первых, и это самое заметное и весомое, отсутствие винчестера. Сейчас
в продаже наименьшие модели - 10 Гигов, и стоят они от 65 "зелёных".
Во-вторых, память. Совсем не обязательно терминалу 128 Мегов иметь. Ещё
недавно память копейки стоила, теперь подороже, так что всё в копилку.
В-третьих, камень сам. Я не пробовал терминал на 386, говорят, и там
работает нормально, но такой же камень, как на рабочей станции, не нужен
однозначно. Тут есть и иная сторона. Есть дешёвые Cyrix'ы, где не нужен
даже вентилятор. Заманчиво повыбрасовать вентиляторы процессора из
системных блоков. Насколько шум снизится (мы ведь о комплексе говорим,
скажем, о компьютерном классе)! Это даже не денежный, а эргономический
плюсик.
Далее, материнку тоже послабее можно взять, хоть это и не так значимо.
Монитор, клава, звуковуха (вернее, её отсутствие) - всё то же, что и на
рабочей станции. Для дешевизны можно и графику встроенную использовать.
Но мне кажется, что что-то типа Vanta или M64 - всё получше. Драйвер
OpenGL от производителя есть, так что и смысл есть. Хотя это тоже от
того, рабочая станция это или терминал, не зависит.
Так что единственное, что нужно добавть в терминал и чего нет на рабочей
станции - ПЗУ удалённой загрузки :)
Ах да, забыл. И не нужен совсем терминалу флопик. Мелочь, а те же 10
баксов стоит :)
Так что на каждом терминале долларов 100 только на железках выиграть
можно. Теперь вопрос, а на скольких терминалах окупится увеличение
мощности сервера (если таковое нужно, конечно)?
Это были только "железки". Теперь проблема администрирования. Один
сервер легче и дешевле обслужить, чем 5 рабочих станций. Ну, Линукс
можно и на рабочих станциях как-то грамотно надолго настроить, с Виндой
проблем гораздо больше. А какая настройка у терминала?
Ещё аргумент - незамкнутость, гибкость комплекса. В систему можно ввести
и рабочие станции (читай, уже имеющиеся компьютеры) с X'ами, а бухнув на
сервер Самбу, и Виндовые машины.

Так что строить надо прототип, если хотим видеть образование свободным.
AEN где-то писал, что в свободном софте зарабатывать нужно не продаже
программ, а на продаже решений. Вот есть шанс. Конечно, АЛЬТ и так
делает очень много, на всё его может и не хватить, но раз именно АЛЬТ
семинар организовывал - он первый кандидат (первый камикадзе :).
Тут есть такая тонкость. Посмотрим на наш комплекс. Он умеет работать с
текстами, таблицами, почтой, интернетом, содержит реляционную базу
хорошего уровня (мы ведь можем на сервер PostgreSQL поставить?). Ну чем
он для предприятия не подходит? Какие-то специфические задачи
(сканирование, распознавание, бухгалтерия и т.п.) можно и на Виндовой
машине делать, благо у нас она интегрируется легко.
А предприятия уже заплатят той же МС за лицензии на все программы
подобной функциональности по полной, извиняюсь за каламбур, программе. И
при этом не получат за свои деньги более высокой производительности или
стабильности (кажется, Ирси с Огром да Грустецом сюда не добрались,
поэтому опровергать мою сентенцию никто не будет :) Тут уж можно влезать
на любимого конька стоимости свободного софта :)

В общем, надо бы сделать прототип комплекса. Сервер (на нём ведь тоже
можно X'ы запустить) и 2-3 терминала. Тогда можно организовать второй
семинар, пригласить на него людей из институтов, школ, министерства,
дать им пощупать, понюхать, помахать перед ними в воздухе дистрибутивом,
оптимизированным под такой комплекс. В конце концов, такой комплекс
легко погрузить в легковушку и возить на смотрины куда угодно, хоть к
Президенту.

Я намеренно не вдавался в детали, какая графическая среда может быть
использована, поскольку Гном и КДЕ можно впараллель поставить, а ОО и
Мозилла от них не зависят. Я даже не указывал операционную систему для
сервера и терминалов. Использована может быть любая из свободных. Для
Линукса так есть http://www.ltsp.org, где уже всё почти готово, можно
отрихтовывать по вкусу.
Поэтому к словам сильно не цепляйтесь ;) Главное - идея терминального
комплекса. Может, у кого другие идеи есть, другая модель комплекса?

Дмитрий