[docs] документация, инфраструктура, фирмы, сообщество

Alexandre Prokoudine avp на lrn.ru
Ср Май 11 18:46:08 MSD 2005

Michael Shigorin пишет:

> Конструктивное предложение -- перестать страдать сверхзадачами
> и гиперавтоматизацией, здраво оценить возможности, исходя из
> восьмичасового рабочего дня, и сделать меньше, да лучше.

Хм, у сотрудников альта 8-часовой рабочий день? Новость, достойная LOR.

  > И ещё одно.  Не надо писать про то, в какую позу надо встать
> с какой железкой, чтобы она завелась.  Надо честно писать --
> "ОФИЦИАЛЬНО НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ", сделав где-то общую ремарку про
> то, что именно это значит: "с минимально необходимыми усилиями,
> обусловленными технической невозможностью автоматизации".

Разумно. Однако...

> Потому как это не редактора надо автоматизировать, чтоб писанину
> про то, как WinCE'шную штуковину или там GPRS под местным
> линуксом прикрутить, а сперва сделать всё, что можно, для
> "воткнул-заработало", а потом уже смотреть, осталось что-то
> автоматизировать или остался список рекомендуемых программ.

Краткий ответ
-------------

При нынешних возможностях ALT, если я правильно их оцениваю, путешествие
по твоему пути ограничивает решения на основе дистрибутивов ALT Linux
серверами, маршрутизаторами и прочей сетевой фигнёй. А свободный десктоп
сладко сосёт лапу в берлоге, видя сны об охоте на Длиннорогого.

Длинный ответ
-------------

В твоём письме я увидел три темы:

1. Перенос активной разработки в wiki, как более совершенную
инфраструктуру коллективной работы.

2. Перенос специфики as of now решений в онлайн с оставлением в печати
чего-то "устойчивого и неизменного".

3. Отказ от документирования "костылей". Тема, сильно пересекающаяся со
второй.

А вот теперь я начну медленно и печально огорчать тебя. По пунктам.

1. "Перенос активной разработки в wiki..."

Wiki как технология само по себе не спасает. Нужна жёстко
командно-ориентированная работа с хорошим менеджементом.

Мотивирую. Ну выложил я свои доки по работе со звуком в ру.викибукс.орг.
Дальше что? Появились два постоянных коммиттера, которые готовы работать
и дальше при наличии чётко указанного направления, плюс несколько
анонимных фиксильщиков багов, которые пару раз прошлись по тексту и
исправили очепятки. С 25 апреля никаких правок в тексте не было и
объяснение тому наипростейшее: командная работа подразумевает наличие
лидера, т.е. некоей направляющей силы. А я заранее сообщил, что буду
заниматься книжкой весьма нерегулярно. Итого: светлое будущее у этой
доки будет видно только в том случае, если работа будет хорошо
организована, а обязанности строго распределены.

Делай выводы.

2. "Перенос специфики as of now решений в онлайн..."

В твоём письме прозвучал туманный намёк на то, что нужно документировать
нечто очень стабильное, нечасто изменяющееся/изменяемое и потому могущее
пригодиться для курсов и даже издателей.

Раскрою тебе "страшную тайну": выпускать книжки по прикладухе к
GNU/Linux невыгодно. Шанс стать читаемой и популярной есть только у
электронной документации, качественной и поддерживаемой.

Мотивирую.

Выпустивший книжку по Adobe InDesign CS может быть уверен, что следующая
версия продукта выйдет в лучшем случае через год-полтора, а значит тираж
разойдётся, а то и будет повторно выпущен.

Выпустивший книжку по Scribus -- самоубийца. Выпустивший книжку по
Inkscape -- самоубийца, склонный к особо садистским извращениям над
читателями. Когда в продукте от версии к версии прибавляется увесистая
пачка новшеств, пересмотр и обновление документации становится весьма
нетривиальной задачей, которую приходится выполнять раз в 3-6 месяцев -
к каждому релизу.

Почитай внимательно http://lrn.ru/~avp/docs/linuxprepress.htm, особенно
главу "Управление цветом". Лично я предвижу решение части описанных
проблем в течении полугода-года. А теперь представь себе, что только что
выпущена книжка, где всё построено на текущем положении дел. Издатели,
если ты вдруг совершенно случайно не в курсе, не такие идиоты, чтобы
вкладывать деньги в публикацию материала, который через год никем
покупаться не будет по причине близкого к полному морального устаревания
текста.

Между прочим, это экстраполируется на офигительно большое количество
тем, притом не только мультимедийных.

Делай выводы.

3. Отказ от документирования "костылей".

Если рассуждать с твоей позиции, то, к примеру, художники должны забыть
про GNU/Linux только потому, что

а) драйверов linuxwacom в альте нет;
б) даже если появятся, то после их установки нужно руками подправить
/etc/X11/xorg.conf и /etc/modprobe.conf (или что там сейчас в альте_;
в) в GIMP открыть палитру "Статус устройства" и для каждого из устройств
  Cursor, Pen и Eraser указать свой гимповый инструмент (и схожие
действия для Krita);
г) а в фотошопе под виндой/макосью пункты а)-в)  делать не надо.

Срок жизни такой документации может быть очень разным.

1) Wacom-HOWTO как направление документирования (а не конкретный
документ) существует уже года четыре, а то и все пять. При этом меняется
лишь описание решения, а  нормального решения задачи по настройке
планшетки нет и пока что-то не ожидается (ау, поклонники udev и HAL!).

2) В то же самое время приличная часть Cyrillic-HOWTO -- другого
сборника "костылей" -- сильно устарела.

Итого: предсказать скорость устаревания документации по "костылям"
практически невозможно.

Делай выводы.

С пунктами разобрались. Поехали дальше.

Дружно вспоминаем о пресловутой документации, описывающей решение
типовых задач. Она подразумевает изложения материала на двух уровнях:

а) теория aka "почему и благодаря чему оно работает так";
б) практика aka "каков оптимальный способ способ сделать это".

Вопреки расхожему мнению, теоретическая часть всё-таки ЗАВИСИТ от
_практической_ реализации, которая в свою очередь зависит от теоретической.

Объясняю. Можно сколь угодно упорно учить пользователей теории и
практике цветокоррекции при помощи имеющейся версии The GIMP. Как только
в Гимп добавляют цмиковые каналы, вся эта документация, как в
теоретической, так и в практической её части идёт лесом под напором
юзеров, начитавшихся Маргулиса. Ты лично ничего не можешь с этим
поделать. И ничья опенсорсная харизма с этим ничего не сделает. Потому
что, IIRC, годовой тираж одной-единственной книжки Маргулиса превышает
количество заходов на gimp.ru за год в целом. Ситуация меняется, но путь
эволюции долог и полон тупиковых ветвей видов.

Сухой остаток. Если ты считаешь, что документирование костылей и
специфики текущих версий софта должно переместиться в wiki, а на бумаге
должна остаться теория и основы практики, предлагаю тебе выставить на
обсуждение твою версию содержания "Руководства пользователя".

А.П.