[docs] community based projects (was: ВНИМАНИЕ: отчёт и насущные проблемы)

Alexandre Prokoudine avp на lrn.ru
Ср Янв 12 21:22:12 MSK 2005

Vadim Vinichenko пишет:

> Ведь если не подразумевать удушения "контентной" части, то эти два
> компонента действительно могут быть довольно логично разведены на два
> отдельных (но взаимосвязанных!) проекта.

Вадим, я уже не первый год говорю про то, что инфраструктура создания
качественной электронной и печатной документации плюс выработанная
методология работы по созданию этой документации могут быть основой
продаваемого решения. Философт делает это давно и успешно: продаёт свой
опыт. Альт, имхо, пока к этому не слишком готов, хотя опыт работы
Кирилла и Георгия со Шкредом меня воодушевляет.

Разведение проекта на два взаимосвязанных -- действие логичное, тем
более что по исторически сложившимся обстоятельствам люди, занимающиеся
здесь созданием инфраструктуры, док пишут для проекта сравнительно
немного, а те, кто (сравнительно много) пишут, в создании инфраструктуры
участия практически никак не участвуют.

В идеале может быть два пула наработок: технологические (xsl-стили,
например) и контентные. Оба являются точкой входа для любого, желающего
поучаствовать в проекте.

У каждой точки входа свой минимальный порог. В первом случае порогом
является знание XSLT/DbLaTeX/подставьте_своё, во втором -- обладание
ценной информацией и знание основ Docbook/LaTeX/подставьте_своё.

У каждой точки входа может стоять по одному-двум охранникам с АК-47,
которые будут проверять валидность документов и знаний. Если валидность
того или другого вызывает сомнение -- следует звонок компетентному
начальнику взвода.

Попытка назначить каждому входящему своего сопровождающего заранее
обречена: количество военнослужащих может количественно сравняться с
гражданским населением только в случае войны. Поэтому имеет смысл
организовать дополнительный пул экспертов, которые тем или иным явным
способом дают сообществу знать, когда могу посмотреть тексты и высказать
свои "фи".

Боттом лайн

По сути я предлагаю преобразовать проект docs в нормальный community
based проект, в котором:

1. Пишущий получает
а) средства создания документации в стандартных форматах для решения
своих производственных/домашних задач;
б) консультирующее сообщество себе подобных;
в) массив документов, написанных другими, который он получает по-любому
и может переиспользовать в своей работе.

2. Эксперт получает возможность засветить своё имя в списке авторов
дистрибутива или решения и вписать его себе в портфолио. Если ему этого
достаточно.

3. Проект получает:
а) обновление средств (новый участник может дописать, скажем, модуль для
создания HTML-презентаций из документации);
б) контентные контрибуции от других участников.

4. Компания ALT Linux получает:
а) техническую основу создания документации для своих дистрибутивов _и_
решений;
б) базовую и не очень документацию для своих дистрибутивов _и_ решений;
в) пул техписов, которых можно привлечь для работы.

Дополнительным техническим средством, которое стоит ввести в оба
подпроекта, является некая вывешенная наружу доска, на которой мелками
нарисовано, кто что делает и в какой степени готовности оно находится.
Так что каждый, с опаской поглядывающий на вход с суровыми охранниками,
может сообразить, стоит ему туда соваться или уже поздно. Зная
собственную патологическую нелюбовь к трекерам, думаю, что списка
готовящихся и уже имеющихся док с трёхэтапной степенью готовности будет
достаточно. Реализация уже неоднократно обсуждалась.

Можете конечно считать, что я где-то перегибаю, но качество документации
и серьёзность к этому вопросу со стороны компании -- очень удобный и
точный индикатор взрослости компании.

Более того, сейчас практически у любого крупного вендора GNU/Linux есть
community based проекты (вы и сами их знаете), по успешности
существования которых можно судить о том, насколько хорошо компания
держится на плаву и насколкьо она крепка изнутри. В сравнении с Sisyphus
проект docs пока "подкачивает", заметно потеряв начальный
"сообщественный" запал.

Да, создание коммьюнити техписов -- это вам не пряники под одеялом
хрумкать. Техписов всегда мало, тем более грамотных техписов. А их ещё и
организовать надо.

Для того, чтобы человеку захотелось работать в проекте, он должен
постоянно и с самого начала ощущать личную выгоду, в чём бы она не
выражалась -- в шлифовании своего опыта, в получении сравнительно
дешёвых техсредств подготовки документации, в возможности добавить
пресловутую строчку в резюме и доку в портфолио -- всё, что можно
квалифицировать как фидбэк, как свидетельство того, что затрачиваемые
усилия не напрасны. Но помимо этого вокруг проекта должен быть и
некоторый светлый ореол, заметный издалека и служащий приманкой :)

Словом, имеет смысл отдельно продумать человеческий аспект проекта -- от
момента, когда потенциальный контрибьютор пытается выяснить побольше о
проекте, до момента, когда начинается рутина коммитов.

Извините, если вышло сумбурно.

А.П.