[docs] Re: [devel] ALT packaging docs (was: О сборке программ на GTK / GNOME)

Andrey Orlov cray на neural.ru
Сб Ноя 13 04:42:23 MSK 2004

On Saturday 13 November 2004 02:52, Kirill Maslinsky wrote:

> Для литературной правки есть отличный момент перехода текста из авторского
> варианта в DocBook. Можно и нужно делать не только разметку текста, но и
> редактуру (так, впрочем, почти всегда и происходит). Серьёзная проблема,
> которой я пока не могу предложить никакого практического решения -- как потом
> обратно вносить редактуру в авторский текст? Если сразу править именно исходный
> вариант, предоставленный автором, то всё равно потом придётся дублировать
> изменения в DocBook. Но, конечно, и автору нет смысла пренебрегать чаще
> полезной, чем вредной литературной и прочей правкой.

Тут есть два момента. Во-1-ых, вы сами сказали, как возвращать редактуру в исходный
текст - неясно. Собственно одна из проблем, которые у меня встали при работе с Docbook в прошлый
раз - это то, что текст в докбуке даже после моих небольших усилий по его разметке, перестал
быть читабельным. Когда туда начали добавлятся более-менее серьезные усилия специалистов, я просто
перестал ориентироваться в тексте и его обновление стало очень мучительным (у меня довольно
страннное восприятие текста, я помню сформатированный текст чисто зрительно очень большими кусками,
и за счет этого легко в нем ориентируюсь и быстро позиционируюсь в нужном месте: но текст для этого должен быть
более-менее аккуратно сформатирован, иначк узнаваемость теряется - в постоянном "шуме" ориентироаться
невозможно; цитаты исходного кода с заменами < > на &lt; &gt; уничтожили один
из основных ориентиров (код я помню лучше, чем пояснения к нему), кроме того, я легко выхватываю из
текста ключевые слова (там Zope, Python) когда их тоже стали заменять на
&altlinux; в общем, для меня настал крындец). Я долгое время думал, что это моя личная проблема, но
вот на недавнем линуксфесте узнал, что проблема достаточно общая.

Сама литературная правка, знаете ли, тоже. С бытующей в рашн-комьюити политикой пафосного отношения к документации -
когда оттуда удаляются все мало-мальски скользкие и личные выражения, сленг и все остальное, после чего из него
начисто пропадает все ощущение автора - я не согласен категорически. И не думаю, что  мне кто-то сможет объяснить,
почему мой текст, составленный в т.ч. и после того, как я ознакомился с неким прототипом (и возможно не одним), составленном
в достаточно игривой манере (на английском языке, правда), должен становится нудным, тухлым и тусклым документом
со сложноподчиненными выражениями на три страницы в его русской интерпретации.  В общем, по-моему тут происходит
явная подмена науки наукообразием. Другая, столь же острая проблема (особенно в отношении Полиси), это перевод
терминов. Может быть, кому-то после этого текст становится понятным.  Но тем, для кого он писался, и даже тому
__кем__ он писался текст перестает быть понятен абсолютно.

Насколько я готов включать результат такой правки в текст - я, честно говоря, не знаю.  Иногда меня удается убедить.

> Честно говоря, лучше все неявные ссылки сделать явными.
> Уверен, что это во всех случаях возможно и в подавляющем большинстве --
> полезно.

Для этого их нужно позиционировать. Для этого нужно чбы было общедоступное место,
в котором эта документация гарантировано есть. Иными словами, нужно чбы коллекция
полиси была замкнутой и мне не нужно было описывать "как поскипать (например) поиск зависимостей
в каталоге /usr/share/doc", зная, что это описано в таком-то месте другой полиси. В текущей ситуации
это боле-менее срабатывает для rpm (-build?) (там где Димина дока про макросы), в остальных случаях
ситуация хуже. Даже от участвующих в текущем треде людей я пару раз получал отсылки к документации,
якобы формализующей то-то и се-то, документация была - а вот ни малейшего упоминания того-то и сего-то
 - не было.

> А если в начале каждого полиси, опубликованного в alt-docs-devel, поставить обязательную краткую справку:
> к какой версии соответствующего продукта этот

Как бы еще обязать читателя ее прочитывать? Знаете, я работал над одной книжечкой старательно протестировал
все примеры и выписал там же все номера версий использованноег софта и т.д. т.п. Через два года после издания
посыпались жалобы читателей что книга "ужасна" так как "ни один" пример не работает. Объяснение очень простое:
за два года сменились мажоры подавляющего большинства продуктов. А вспомнил я это как пример отношения
читателей  к таким комментариям. Конечно, я всегда могу отмазаться, показав комментарий - но потребителю от этого
не легче.

> текст относится, какой он имеет статус (пробный, предложение, обязательный
> и общепринятый, устаревающий и т. п.), и также _какие ещё_ версии существуют
> наряду с ним, _где_ и _с каким статусом_).

Я не случайно сказал про ветви. Так сложилось (и я считаю что это правильно  рад тому, что хотя бы в одном случае это удалось сложить),
у нас почти всегда активны минимум две ветви полиси: в дедале и в сизифе. В дедале типа действщая модель в натуральную
величину.

> При всем alt-docs-devel я готов в начале поставить объяснение его статуса:
> отражает текущее состояние разработки, поэтому если Вы хотите знать наверняка --
> не полагаётесь на печатную версию или пакет в дистрибутиве, смотрите последнюю
> версию в Сизифе или на сайте.

Да, конечно. По крайней мере первое время.

--
WthBstRgrds -- Андрей Орлов --
 --- http: www.neural.ru, mail: cray на neural.ru, jid: cray на altlinux.org ---