[devel] subrepository for 32-bit

Alexey V. Vissarionov gremlin на altlinux.org
Вт Фев 1 00:55:18 MSK 2022

On 2022-01-31 22:42:10 +0600, arbars wrote:

> [...]

32-битное железо бывает очень разным. Между 80386 и пнем-3 (на
котором начинают работать наши "i586") - пропасть. Между этим
же пнем-3 и пнем-4 - ну ладно, уже не пропасть, но нефиговый
каньон. И даже между пнями-4 для S478 и LGA775 - овраг, который
на кривой козе не объедешь.

Ага. А когда нужно запустить что-то еще - обязательно завершить
этот процесс, чтобы он память не жрал.

 > Как владелец как минимум двух рабочих станций и одного
 > самосборного сервака на 32-хбитной архитектуре (1-й пентиум
 > 120 MHz c и 4-й пентиум на 3 GHz),

Ээээ... ну ладно, пням-4 еще можно найти какое-то применение,
если снабдить их 4 Гб ОЗУ. Но все более древнее лично я сразу
кладу на прехитер и снимаю все интересное.

 > а также практикующий "некромантию" в плане старого железа
 > как явления, хочу вставить свои 5 копеек в эту беседу.
 > Отталкиваться я буду от своих реалий, опираясь на свой опыт.

Тогда я на всякий случай тоже уточню, что описываю свой опыт.

 > Несут мне такие машины и из школ, до которых апгрейд за счёт
 > государства не дошёл, и просто обычные люди, у которых не то
 > что на новое железо, но и на винду с драйверами денег особо
 > нет, а сделать доп. рабочее или учебное место - надо.

Мне несут всякое - от ноутбуков до серверов. Что-то в ремонт,
что-то "посмотри, это можно как-то проапгрейдить?", а что-то
и "у нас тут немного железа освободилось, вдруг еще кому-нибудь
пригодится?".

 > Как итог - забиваем максимум ОЗУ, который видит мать,

Это третий этап. Первые два - поиск подходящих камня и платы.

 > ставим пингвина

Да, и здесь у Альта есть серьезное преимущество в виде сборок
с sysVinit для десктопов.

 > второй системой на отдельный диск на случай смерти винды,

Отказать, отменить и запретить! Форточки искореняются сразу и
навсегда.

 > и готово.

Готово случается через несколько месяцев, когда пользователь
оттопчется по всем граблям, заботливо напиханным в систему ее
сборщиками.

 > Осознавая, что железо, которое мне несут на "ремонт", пусть
 > и рабочее, в современных реалиях проще выбросить, чем
 > апгрейдить, я, когда решаю, что выбросить, а что оставить,
 > оперирую понятиями "старый, но не устаревший" и "если может
 > служить - пусть служит".

Любое железо x86_32 я по умолчанию считаю устаревшим. Возможны
исключения (обычно это ноутбуки), но их пренебрежимо мало.

 > Не десктопом - так сервером,

Наоборот: не сервером - так десктопом. Вот прям сегодня я лично
собирал несколько пакетов на вполне себе десктопном аппарате с
двумя E5-2403 и 48 Гб ОЗУ :-)

 > не сервером - так роутером или файлопомойкой для телевизора.
 > Или тонким клиентом. Было бы железо, а задачи найдутся.

Для x86_64 и с недавних пор aarch64 - да. Для других архитектур
ситуация противоположная: были бы задачи, а железо уже валяется
без дела.

 > Если задачи пользователя ограничиваются работой с документами
 > и рисованием слонов в пейнте, не претендуя на сохранение
 > гос.тайны - ставим регулярноу сборку с LXDE, или вообще что-то
 > современное железу,

s/ железу//

Каким бы древним ни было железо, система для него должна быть
актуальной.

 > настраиваем проброс "канала связи" и радуемся жизни.

Зачем такое внимание каналу связи? Уж к локальной-то сети можно
подключить любой антиквариат...

 > Если нужно что-то этакое - думаем и предлагаем возможные
 > решения на замену.

... всего компутера. То есть, камень+плата+память сразу вместо
"здрасте", а остальное по возможности, в зависимости от того,
что в данный момент есть в нычке.

 > И в этом как раз дистры, собранные для 32 бит - огромное
 > подспорье.

Есть - хорошо. Не будет их - ну и пусть с ними.

 > Но они состоят, в основном, из базовых элементов, ядро+базовая
 > обвязка и установщик. Которые, как минимум, будут иметь
 > 32-битные версии вполть до того момента, пока имеется поддержка
 > в ядре. Так что я "голосую" за сохранение 32-битных пакетов для
 > базовых компонентов - ядра, системных утилит и консольных
 > приложений как минимум.

А для десктопа (точнее, уже "тонкого клиента") больше ничего и не
нужно: X11 с прибитой гвоздями настройкой "использовать fbdev и
xorg-drv-input-core", туда какой-нибудь легковесный window manager,
urxvt (он даже легче, чем классический xterm), firefox, клиенты VNC
и (увы!) RDP - да и все. Остальное, если понадобится, усер запустит
на "большом" компутере.

--
Alexey V. Vissarionov