[devel] Разделение миров systemd и sysv

Andrey Savchenko bircoph на altlinux.org
Пт Мар 19 11:42:06 MSK 2021

On Wed, 17 Mar 2021 23:00:08 +0300 Alexey Shabalin wrote:

> Эта зависимость выставлена вручную. Надо еще раз посмотреть, актуальна
> ли она сейчас.
>
> Давайте наметим план по разделению миров systemd и sysv.
> Постараемся сделать из самодостаточными, что бы не было лишних
> зависимостей ни в одном из миров.

Это технически невозможно без создания отдельного репозитория для
systemd, поскольку нет возможности динамической замины
systemd-logind на elogind и приложения можно слинковать только с
чем-то одним.

> 1) сейчас мне под systemd мешают standalone пакеты (своим присутствием :)

У нас сообщество, так что личные хотелки следует поумерить. Мне,
например, мешает libsystemd.so своим наличием. И это не просто
место на диске — она загружается в память разными приложениями, что
я считаю совершенно неприемлемым и отношу к серьёзной уязвимости,
ограничивающей применимость дистрибутива:

# lsof +c0 -n 2>/dev/null | grep libsystemd | mawk '{print $1}' | sort -u
colord
cups-browsed
cupsd
dbus-daemon
rpcbind
syslog-ng
tor
unbound

Ну и зачем этим процессам libsystemd? Особенно на системе без
systemd.

Однако, в рамках единого бинарного репозитория невозможно очистить
все пакеты от этой избыточной зависимости, поэтому придётся
сосуществовать вместе. Точно так же и тебе придётся тянуть
standalone подпакеты.

> 2) предлагаю под systemd перейти на dracut вместо make-initrd.
> В сизифе dracut уже есть, у меня работает несколько месяцев, все устраивает.
> На самом деле тут больше вопросов к нашему
> /sbin/installkernel(bootloader-utils). И да, он к dracut не
> адаптирован. По-хорошему его нужно распилить на отдельные скрипты в
> /(etc|usr/lib)/kernel/install.d или плавно перейти на использование
> /sbin/kernel-install(в systemd)
> Так же нужно будет исправить зависимости в kernel-image. Там до сих
> пор указаны module-init-tools и mkinitrd.

Здесь Дима уже ответил: выгоды такого перехода не ясны, недостатки
очевидны — потеря контроля над развитием ключевого компонента.

Best regards,
Andrew Savchenko