[devel] RFC: wayland session wrapper script

Arseny Maslennikov arseny на altlinux.org
Пт Дек 3 18:14:41 MSK 2021

On Thu, Dec 02, 2021 at 08:35:23PM +0200, Igor Vlasenko wrote:
> Уважаемые коллеги!
>
> Как показал #40910
> https://bugzilla.altlinux.org/40910
> нам срочно нужен wayland session wrapper script.
>
> Выношу на обсуждение, что туда хотелось бы запихнуть.
>
> I/Часть один. Что хотелось бы иметь в таком скрипте.
>
> 1) Самый минимум такого скрипта - это
>
> №!/bin/bash -login
Nitpick: наверное, `--login'?
> # wayland session wrapper script.
> exec "$@"
>
> Этого минимума хватит, чтобы втянуть /etc/profile and /etc/profile.d
> и закрыть #40910.

Не знаю, оффтоп или нет, но сейчас нет чёткого понимания, какова задача,
стоящая перед /etc/profile{,.d}.
Предназначены ли эти файлы только для установки переменных окружения или
ещё и для произвольного кода?
Если второе, то: каким интерпретатором они исполняются? Если
логин-шеллом пользователя, т. е. "от балды", то это вряд ли хорошо.

Obligatory picture:
https://t.me/PAAMAYIM_NEKUDOTAYIM/30

> Но этого недостаточно по сравнению с нашей инфраструктурой над /etc/X11/Xsession.
>
> Поэтому вот что еще хочу туда добавить:
>
> 2) обёртки

> 3) XDG_SESSION_TYPE.

> 4) redirect stderr to a file

На systemd нужна возможность направить это в журнал, а не в файл.
Она особенно полезна в случае, когда хомяк в системе медленный и
маленький, а /var быстрее и больше, да и проворачивается (logrotate) он
самостоятельно.

>    Наверное, тоже надо.
>    Куда-то, к примеру, в "$HOME/.local/share/wayland-session.log",
>    имена предлагайте.
>
>    Возможно, проверить сначала, что мы не запущены под GDM, sddm, ...
Не возможно, а точно. :)
> [...]
> 		exec &>"$errfile"
> 		break
> 	fi
> done
>
> 4) <wayland>/profile.d.
>
> Хоть мы уже втянули /etc/profile.d, но для
> wayland session wrapper script нужен и свой отдельный
>
>    <wayland>/profile.d
>
> Смысл его существования в том, что ряд тулкитов и приложений
> поддерживают wayland, но без волшебного понуждения в виде
> магических переменных вида THIS_APP_PLEASE_DO_USE_WAYLAND=1
> все равно по умолчанию запускаются под XWayland.

Кроме известных и популярных исключений, лучше не надо такое выставлять,
особенно в стабильных конфигурациях и дистрибутивах. Когда разработчики
приложений начинают полагать, что под wayland их продукт работает хорошо
(лучше, чем с Xorg/Xwayland), они убирают необходимость прописывать
такие переменные. Если такая переменная нужна — значит, апстрим не
уверен в себе, а мы и подавно — но усер может захотеть сам такую
переменную выставить.

> [...]
>
> Кстати, проявилась тенденция переходить на использование
> в качестве такого костыля
> XDG_SESSION_TYPE=wayland
> почему я и хочу форсить значение этой переменной в п.3.
>

> 5) <sessions>/profile.d.
>
> Исторически сложилось, что у нас есть /etc/X11/profile.d
> и в нем есть ряд скриптов.
>
> Сейчас там 5 скриптов.
>
> Из них только 1 X11 specific:
> /etc/X11/profile.d/xapp-gtk3-module.sh
>
> Остальные не совсем понятна логика, почему они в
> /etc/X11/profile.d, а не просто в /etc/profile.d.

Потому что просто profile.d рассчитан на срабатывание ещё и в текстовых
сеансах, в т. ч. удалённых?

> В случае
> /etc/X11/profile.d/ssh-agent.sh

С одной стороны, его запускать на systemd не надо, потому что есть user
unit (иными словами, предусмотреть там проверку, как вы предложили
выше). С другой, как заставить этот user unit работать только при
наличии локальных сеансов, не патча systemd --user?

> [...]
> случае удаленного логина по ssh.
> Но там вроде бы достаточно дополнительно проверить,
> есть ли $SSH_CONNECTION, и с такой проверкой
> можно смело переносить в /etc/profile.d
> (поправьте, если не так, знающие люди!)
>
> Что касается оставшихся скриптов
> /etc/X11/profile.d/xdg-user-dirs.sh
> /etc/X11/profile.d/zdg-user-dirs-install.sh
> /etc/X11/profile.d/zdg-move-templates.sh
> то мне не очень понятно, почему они не в /etc/profile.d.
> (расскажите, знающие люди!)
>
> Если их все же нельзя перенести в /etc/profile.d,
> то придется дополнительно вводить каталог

Здесь и в иных местах: не лучше ли <sessions>/profile.d и иные
нововводимые каталоги, в которые пакеты будут класть файлы, помещать
вне /etc, например, в /usr/share (и соотв. за-.-ить их)? /etc же для
администратора.

> [...]
>
> Также в /etc/X11/Xsession есть
> TryXBrowser() and TryTextBrowser() stuff and
> export BROWSER HELP_BROWSER
>
> Этот кусок тоже логично выпилить и перенести в /etc/profile.d.
>
> 6. init.d
> Для X есть /etc/X11/xinit.d.
> Мне сначала показалось, что в 'wayland session wrapper script'
> init.d не нужен. Напомню, что для xsession
> DM __СНАЧАЛА__ запускает X, потом в запущенном X исполняется Xsession
> и скрипты из xinit.d.
>
> Для обертки wayland-session это не так. Во время его работы
> wayland сервера еще нет и, возможно, никогда и не будет

Если wayland-сервера никогда не будет, то тогда это не wayland-session,
а нечто другое... И обёртка там нужна своя, аналогичная, но без
X11-specific и wayland-specific действий.