[devel] пакеты для численного счета

Vladislav Zavjalov slazav на altlinux.org
Вс Сен 20 16:28:14 MSK 2020

Еще поразбирался с Blas/Lapack. Это старые-добрые фортрановские библиотеки
"Basic Linear Algebra Subroutines" и "Linear Algebra PACKage" -
работа с матрицами, и решение систем линейных уравнений. Lapack использует Blas.

У нас сейчас есть следующее:

* blas -- "стандартный" blas.
  http://www.netlib.org/blas/

* liblapack -- "стандартный" lapack. У нас собран с openblas.
  http://www.netlib.org/lapack/

* openblas -- Оптимизированная версия Blas, с поддержкой
  многопоточных вычислений и т.п.
  https://github.com/xianyi/OpenBLAS

  Openblas может и сам предоставлять стандартный lapack, но у нас он собран с ключом
  NO_LAPACK=1. При этом в заголовочные файлы функции из lapack попадают, а
  в библиотеку - нет. В результате, при сборке разных программ возникают
  проблемы на этапе линковки, даже если liblapack-devel есть в системе.
  Приходится вручную указывать, что линковаться надо с libopenblas + liblapack.

* libatlas -- Оптимизированный blas + небольшая часть lapack.
  http://math-atlas.sourceforge.net/

  У нас очень старая версия, собирается только под i586 и x86_64.
  Это довольно странная библиотека, и я не уверен, что
  ее следует держать в репозитории. Дело в том, что она оптимизирует функции из
  blas/lapack под конкретный процессор - на этапе сборки. Не очень понятно,
  имеют ли эти оптимизации смысл при распространении в виде бинарных пакетов.
  Например, явно написано, что оптимизации будут бессмысленны при включенном
  CPU throttling и лучше тогда использовать обычный blas.
  Как сделать "правильную" сборку - не очень понятно.

Не уверен, что я понял все тонкости. Пока мне кажется разумным следующее:

* Исправить openblas, чтобы с NO_LAPACK=1 он не делал вид, что
  предоставляет lapack.
  Если это сложно, то использовать его встроенный lapack +
  отвязать liblapack от openblas.

* Может быть, удалить blas + liblapack и использовать только openblas.

* Удалить libatlas, пересобрав клиентов с openblas.

Еще бы понять, какие клиенты используют эти библиотеки...