[devel] I: wlroots & drmhelper

Alexey Gladkov legion на altlinux.ru
Вс Мар 29 01:28:41 MSK 2020

Привет!

Предыстория: я уже давно пользуюсь только wayland. Раньше это был e17,
потом gnome3 и вот сейчас sway. Одна из причин перехода было желание уйти
от привилегированного сервера.

Проблема: Несмотря на то, что вся работа в wayland действительно
выполняется пользовательским процессом выяснилось, что дизайнеры этой
системы подложили волшебную мину. Несколько операций в модуле ядра DRM
(direct rendering manager) явным образом требуют повышенных привилегий [1]
и не просто повышенных, а CAP_SYS_ADMIN [2].

Из-за этого любой wayland-based compositor имеет лишь два варианта:

1. Использовать logind, который может выполнить привилегированные операции
за композитор. Этот вариант мне не подходит из-за того, что я люблю нежной
любовью творение коллеги Поттеринга. Альтернативный elogind, который я
пытался поднять, не полетел.

2. Напрямую требовать root-suid или cap_sys_admin на бинарник. Хотя это
ставит крест на желании избавится от привилегированного процесса.

Workaround: Я написал небольшую библиотеку-вреппер [3] для инициализации
DRM, которая выносит привилегированные операции в отдельный root-suid
бинарник. Доступ к нему ограничен группой drmpriv. Он вызывается только
на время выполнения операции и сразу завершается.

Также в wlroots добавлен специальный бэкенд, работающий через drmhelper.
Новый бэкенд будет выбран автоматически если у вас нет logind. Таким
образом все пользователи библиотеки wlroots могут перестать требовать
права рута. API wlroots не изменился.

[1] https://git.kernel.org/pub/scm/linux/kernel/git/torvalds/linux.git/tree/drivers/gpu/drm/drm_ioctl.c#n602
[2] https://git.kernel.org/pub/scm/linux/kernel/git/torvalds/linux.git/tree/drivers/gpu/drm/drm_ioctl.c#n540
[3] https://github.com/altlinux/drmhelper