[devel] Модульный initrd.img

Michael A. Kangin mak на complife.ru
Пн Май 7 14:52:57 MSK 2018

On 05/07/2018 10:42 AM, Leonid Krivoshein wrote:

> Вероятно Автоугадав здесь действительно не лучший термин, назовите его
> Перестроителем или Построителем. :) На самом деле механизм
> автоматического определения нужных модулей (страшный Автоугадав) большей
> частью находится в самом ядре. И ему этот список зависимостей модулей в
> определённый момент может потребоваться.

Леонид, вы опять описываете это всё в очень странных терминах и
понятиях. Я вам советую почитать маны на depmod, modules.dep, modprobe,
для исключения путаницы, чтобы понимать, что для чего нужно.

И там нет НИКАКОГО "угадава", только списки экспортируемых и требуемых
символов, как зависимости в RPM. Вы же деятельность apt-get update не
называете автоугадавом?

> Чтобы перестроить (создать
> заново) список зависимостей, нужно как минимум линейно пройтись по всем
> заголовкам модулей, как минимум рекурсивно по всей директории с модулями
> ядра. Для экономии времени на этапе начальной загрузки каждый модуль
> ядра у нас пожат отдельно gzip'ом, сам же слой с модулями не пожат. На
> этапе начальной загрузки ещё неизвестно, какие из модулей реально
> потребуются, какие нет. Полный набор модулей (без фирмвари) -- это
> порядка 75Мб в сжатом виде.

Полный набор модулей, включая все звуковые карточки и графические
планшетики, никто никогда не будет класть в initrd, они там не нужны.
Поэтому нижеследующие выкладки абсолютно бессмысленны.

Кроме того, я имел некоторый практический опыт по исследовательской
загрузке многих типов хостов - виртуалки, сервера, тощие клиенты
(включая допотопно-тормознутый Intel Atom) полным образом со всеми
четыретыщ модулей. Задержка при загрузке от depmod не ощущается вообще
никак, от слова "совсем", даже на вышуепомянутом атоме.
Гораздо и неизмеримо большее время уходит на прокачать такой
бесмысленно-огромный образ по сети.

> На конкретной системе из этих 75Мб или
> порядка 4450 модулей потребуется лишь 30-100 модулей.

Именно, это типичное количество модулей, оказывающееся в итоговой
initramfs, буде она собрана из кусочков или из монолитного образа.
И переживать по поводу скорости отработки на них depmod абсолютно
бессмысленно.

> При загрузке
> модулей, их распаковка выполняется автоматически. А теперь запустим
> depmod -a на максимально возможном наборе. Чтобы заглянуть в файл
> модуля, придётся его сначала распаковать, если не целиком, то хотя бы
> первый блок. И так по каждому из 4450 модулей, которые ещё неизвестно,
> потребуются или нет. gzip не умеет делать это во много потоков, только в
> один,

Используйте pigz

> Пока что мешает отсутствие поддержки со стороны соответствующего
> инструментария. И кто его будет переделывать ради сомнительной (пока
> что) выгоды?

Нет, отсутствие поддержки абсолютно не мешает использовать при желании
эту технологию уже сейчас, в режиме "заката солнца вручную".
Разумеется, поддержка в make-initrd по формированию отдельных образов
была бы конечно приятным бонусом по автоматизации, но она не обязательна.

Равно как и обратное - наличие в природе такой технологии никому не
мешает жить по старому и пользоваться монолитными образами.

--
Michael A. Kangin