[devel] Модульный initrd.img

Leonid Krivoshein klark.devel на gmail.com
Вс Май 6 21:25:08 MSK 2018

Добрый вечер!

06.05.2018 19:55, Michael A. Kangin пишет:
> Здравствуйте!
>
> Не секрет, хотя и не широкоизвестно, что популярные загрузчики
> позволяют указывать несколько cpio-образов, которые при загрузке будут
> объединены в памяти в единую initramfs.

Равно как и то, что склеить initrd можно из нескольких кусков уже на
этапе генерации. Если не ошибаюсь, наш mkmodpack создаёт отдельный кусок
с модулями ядра.

> Этим можно воспользоваться, и разделить текущий монолитный initrd.img
> на отдельные образы - собственно сам initrd, early-микрокод, и модули
> ядра [с фирмварью].

Если не ошибаюсь, ucode для initel/amd у нас тоже сейчас отделён. Цена
вопроса в любом из вариантов -- выравнивание кусков по 4Кб границам,
если не ошибаюсь, они склеиваются не встык, а должны выравниваться по
границам размера страницы.

> Зачем это может быть нужно?
> - ускорение генерации новых initrd при установке нового ядра. Если
> микрокод и само тело initrd остаётся такими же, достаточно только
> быстренько слепить образ с новыми модулями.

Это значит капитально переделывать инструмент генерации initrd, другие
дистрибутивные инструменты, которые это должны поддерживать. Ради чего?
Так ли уж долго генерируется initrd? И ведь нужно ещё вести учёт того,
что менялось, а что нет.

> - уменьшение суммарного размера микрокода / разных вариантов initrd /
> разных версий ядра. Например, мы выносим микрокод отдельным образом -
> и нам не нужно включать его в каждую новую версию initrd, которую мы
> делаем. Если мы генерим себе -debug initrd, то достаточно сделать
> крохотный diff-образ с bash / lsmod / whatever, а модули и основной
> initrd у нас уже есть. Мы можем предложить загрузить на выбор std-def
> и un-def, причём разница (кроме самих vmlinuz'ов) будет достаточно
> небольшая, архивы из десятка модулей ядра.

Для решения конкретных задач всё равно будут пары ядро+initrd, а любые
попытки приведут к небольшому увеличению конечного образа, но не наоборот.

> - возможность оперативно фиксить уже существующий initrd, добавив
> сбоку в отдельном образе или недостающий модуль, или конфиг там какой
> со скриптом.

Чтобы его оперативно пофиксить сейчас достаточно сказать make-initrd.

> - возможность полностью отвязать сам initrd от версии ядра. И иметь
> возможность загрузить систему с, например, RHEL-овским ядром, но нашим
> initrd, не ломая никакой совместимости.

make-initrd умеет класть в образ initramfs любые файлы и сейчас.

> Минимальная поддержка, необходимая в initrd для сторонних образов с
> модулями - вызов "depmod -a" перед загрузкой модулей, например, в
> стадии pre-udev. Если сторонние образы содержат что-то другое, то и
> поддержки особой не надо.

Сейчас автоугадав взаимных зависимостей модулей работает на этапе
генерации initrd. Чего же хорошего в переносе этой длительной операции
на этап КАЖДОЙ (!) загрузки машины?

> Возможно, удалось бы сделать продвинутую поддержку сторонних модулей,
> чтобы выносить из основного тела отдельные фичи. Плимут просто
> напрашивается, например.

Так и сейчас чтобы сгенерировать initrd с определёнными фичами или
наоборот, без них, достаточно подправить /etc/initrd.mk и сказать
make-initrd. Именно так можно избавиться от плимута, к примеру.

> [...]
> echo    'Loading Linux 4.9.71-std-def-alt0.M80P.1 ...'
> linux   /boot/vmlinuz-4.9.71-std-def-alt0.M80P.1
> root=UUID=a397ac93-3b06-4023-83e4-18b29a28b033 ro  quiet
> resume=/dev/disk/by-uuid/6481d48d-8403-4049-adfc-87e94b950361 panic=30
> splash
> echo    'Loading initial ramdisk ...'
> initrd  /boot/microcode.img
> /boot/initrd-4.9.71-std-def-alt0.M80P.1-thin.img /boot/modules.img
> c uefi не пробовал.
>
> Так же, не знаю, умеют ли это хитрые uefi-загрузчики типа refind'а.

Даже если не умеет загрузчик, куски можно склеить заранее. И получить
всё тот же монолитный initrd. Но зачем? Ведь в конечном итоге для
решения конкретной задачи эти куски попадают на обработку всё равно уже
в склееном виде.

--
Best regards,
Leonid Krivoshein.