[devel] Планы: новые аппаратные платформы

Aleksey Novodvorsky aen на altlinux.ru
Пт Дек 28 20:26:01 MSK 2018

Коллеги!

Пока, до выхода p9, подводить итоги работ по новым аппаратным
платформам рановато, но об их состоянии все же накануне Нового года
расскажу. Внизу в тексте -- письмо годичной давности на ту же тему, --
сравните планы и предварительные результаты.

1. Основные архитектуры. Задания для них собираются параллельно. Все
они войдут в p9.
1.1 x86_64. Основная архитектура, в том числе для разработки. Почти
все в нашем офисе работают локально на ней.
1.2. i586. Пока остается основной, хотя проблемы появляются.
1.3. aarch64. Сервер ThunderX несколько медленнее ожидавшегося, но к
утру проблемы отставания рассасываются, за очень-очень редкими
исключениями. Репозиторий, соответственно, аналогичен репозиторию
86_64.

2. Вторичные архитектуры. Сборка для них "догоняющая".
2.1-2 e2kv3 и e2kv4. Две немного отличающиеся архитектуры процессоров
"Эльбрус" (e2kv3 -- на компьютерах 401 и 4.4, e2kv4 -- на 101,801, 802
и 804). Приобретение сервера 804 (4 процессора по 8 ядер) позволило
ускорить сборку. Но остался главный вопрос, -- освобождение кода.
Причем если закрытость lcc по крайней соотвтетсвует его лицензии, то
закрытость kernrl, binutils, gdb при помощи подписываемого
покупателями Эльбруса NDA ограничивает сообщество и не дает ему
заняться портированием того же gcc, например. В наших исходных пакетах
уже появляются наши патчи для e2k, обсуждение с МЦСТ мы ведем.
Оказалось сложнее, чем мы думали, но вода камень точит. Мы
рассчитываем опубликовать p9 для него, пусть не сразу и не полностью.
Обычные наши реестровые продукты "Альт Сервер" и "Альт Рабочая
станция" для e2k* есть и поставляются МЦСТ вместе с железом по выбору
покупателя.
Важно, что наряду с *86*, архитектура e2k позволяет строить системы
разных уровней. Например, mike@ использует "Эльбрус"  в качестве своей
основной рабочей станции. Есть и плншеты, и серверы среднего уровня..
2.3. mipsel . Репозиторий для mipsel создан сильно менее чем за год
коллегами из нашего Саратовского офиса. Целевые системы -- компьютеры
на "Байкал-Т1" (32 бита -- "Таволга", BFK), сборка проходит на
64-битных китайских системах Loongson, которые не слишком быстрые, но
зато их несколько. Подробно читайте здесь :
https://www.altlinux.org/Ports/mipsel . Там много разных сборок, в том
числе для qemu. Вообще, архитектурв интересная, главным образом для
легких и встраиваемых решений. Для нее открыт весь софт, а недавно
анонсирована свободная лицензия для системы команд.
2.4. armh. Эту архитектуру, как выясняется, рановато списывать и мы
сейчас ищем серверы для ее сборки для резерва нашему ветерану. Она
широко используется в легких и встроенных решениях. Кроме того,
появляются системы типа
http://www.cnews.ru/news/top/2018-12-25_sozdan_minikompyuter_na_rossijskom_protsessore
. Репозиторий хоть и "догоняющий", но в отличном состоянии,
выпускаются сборки для RaspberryPi 3 для тестирования.

3. Другие (перспективные) архитектуры. Работа над репозиториями для них идет.
3.1. rv64gc (RISC-V 64 бита). Надеемся вскоре, но после праздников,
завершить подготовку инфраструктуры и опубликовать олписание и
небольшой репозиторий этого популярного свободного проекта. Сборка
проходит на вот такой плате:
https://www.sifive.com/boards/hifive-unleashed . Планируется поддержка
сборки в qemu.  Бранч p9 для RISC-V пока не планируется, но если будем
нужен для каких-либо изделий, то сделаем. Эта архитектура интересна и
перспективна для рынка IoT и подобных.
3.2. ppc64le  (OpenPower). Работа в самом начале, но идет довольно
шустро. В случае успеха, возможно включение этой архитектуры в число
основных. Бранч будет, но не сразу.

4. "Замороженные" проекты поддержки архитектур. То, что год назад
планировали, но не сложилось.
4.1 mips64el. Для этой архитектуры все есть и, учитывая опыт
Саратовской команды, систему для Loongson и на Loongson можно собрать.
Но так как мы пока не увидели коммерческой перспективы, то
притормозили.
4.2. mips64 . Тут целевой системой был "Комдив" от НИИСИ, но пока не сложилось.
4.2 s390x. Систему для мейнфреймов начали делать в эмуляторе, была
договоренность о выходе на большое железо, но интереса на рынке не
нашли.

Итак, мы теперь работаем с 9 аппаратными архитектурами.  Очень
надеемся на интерес и сотрудничество с членами тим.

Подробнее будет в анонсах p9 (7 архитектур) и анонсах репозиториев для
двух новых.

Rgrds, Алексей