[devel] "не многие делайтесь учителями"

Ср Мар 4 14:41:03 MSK 2009

On Wed, Mar 04, 2009 at 10:02:32AM +0000, Andrey Rahmatullin wrote:
> [...]

Тяжела ты, шапка Мономаха.

> Да, учить.

В своё время сделал вывод, что учитель -- это тот, кто любит свой
предмет и учеников настолько, что способен найти возможность
показать _красоту_ своего предмета и тем преподать его ученикам.
Такой обычно их не зазывает и тем более не навязывается.

Вывод был сделан в общении с разными людьми в разных случаях,
но обычно звучало что-то вроде "ой, ну как можно понимать эту
$предмет".  Быстро выяснялось, что предмет попросту впихивали
в жертву, совершенно не интересуясь тем, оно вообще лезет или
нет, а нередко ещё и искренне считая его Самым Главным.

Я встречал многих специалистов в предмете, не умевших любить
людей.  Они были плохими преподавателями: с "умными" конфликты
на почве персоналий (кроме разве "любимчиков"), остальные хлопают
глазами.

Встречал и "зубрил", но с пониманием своей невысоты; даже они
были лучше в результате ("умные" читали сами, остальные хоть
что-то схватывали).

А фантастическое большинство тех, кого помню как своих учителей
-- были настоящими: они умели честно выложиться без подглядывания
в бумажку и требовали с себя больше, чем с нас на экзамене.
И они нас любили.  Мы им отвечали тем же.

Хочешь учить -- учись сам сперва любить и терпеть.  Не можешь
терпеть -- лучше порой и не тратить время на техническую сторону,
если так больно даётся это общение.  Никто не умрёт от неидеального
спека, а вот занозами мы друг друга потихоньку убиваем взаправду.

PS: ещё же сейчас хорошее время задуматься о том, зачем это всё.