[devel-distro] Installator 2.0: конфигуратор, создающий kickstart-файл

Leonid Krivoshein klark.devel at gmail.com
Thu Oct 10 15:21:06 MSK 2024

On 10/10/24 12:10, Alexey Gladkov wrote:
> Ты просто сформировал тезис, что без полной совместимости это теряет
> смысл.

Да, это так.

> Я с этим не согласен.

Но у нас другие реалии.

> Я такие аргументы слышу много лет. Откуда ты это знаешь ?

Последние годы по работе в техподдержке и совместимости. Условно можно
считать, что если у заказчика его ks-файл выполняет всё в соответствии с
ожиданиями на CentOS, РедОС, RHEL и в множестве основанных на RedHat
дистрибутивов, а у нас это не работает, мы оказываемся в пролёте. Нам
проще сказать, что здесь у нас не RedHat.

> [...]
> проблем это миф. Тебе в любом случае нужно проверять не устарели ли твои
> команды и опции в нём. Разумеется это относится к разным командам в разной
> степени (разбивка диска меняется реже).
>
> Цитирую их официальную документацию:
>
>    If deprecated commands, options, or syntax are used during a kickstart
>    installation, a warning message will be logged to the anaconda log.
>    Since deprecated items are usually removed within a release or two, it
>    makes sense to check the installation log to make sure you haven’t
>    used any of them. When using ksvalidator, deprecated items will cause

Возможности продукта меняются в ногу со временем, он эволюционирует, это
понятно. Но это всё относительно локальные, точечные изменения для
продукта и всего поддерживающего его инфраструктуру. Нам же нужно пройти
повторно 20-летний путь, чтобы воссоздать чужой продукт и всю
инфраструктуру вокруг, при том, что всё это концептуально ущербно.

Когда его придумали, это был привычный подход к командам и ключам в
командной строке. Это команды и опции для конкретной безмолвной
развёртывалки системы. Это не команды и опции для вызываемых ею
программ. Потеря семантики, требующая интерпретации и отдельного
документирования. Это синтаксис конкретной развёртывалки, а не
конфигурационная база центра управления системой.

> Я ещё с Server 4 последовательно выступаю против того чтобы городить "свои
> правильные" форматы кикстартера. Их сложно изучать, их никто не описывает,
> для них нет примеров.

Я начинал именно с этого формата, затем пытался подражать, придумывая
разбивалку диска. Вкупе с вышесказанным мне этот синтаксис не понравился
ещё и своей громоздкостью, плохой читабельностью. Кусочек по приведённой
тобой ссылке:

autopart [--encrypted] [--passphrase PASSPHRASE] [--escrowcert <url>]
      [--backuppassphrase] [--nolvm] [--type TYPE] [--cipher CIPHER]
      [--fstype FSTYPE] [--nohome] [--noboot] [--noswap]
      [--luks-version LUKS_VERSION] [--pbkdf PBKDF]
      [--pbkdf-memory PBKDF_MEMORY] [--pbkdf-time PBKDF_TIME]
      [--pbkdf-iterations PBKDF_ITERATIONS] [--hibernation]
      [--hw-passphrase HW_PASSPHRASE]

> Именно поддержка конкретного формата kickstart позволяет сделать
> кикстартер узнаваемым и привычным пользователю.

Нам-то какой смысл делать его узнаваемым?

> Я знаю компании, у которых
> есть (может быть уже нет) генераторы для redhat kickstarter. В них проще
> добавить костыль для другой реализации, чем писать новый генератор.

Важным элементом является возможность сконфигурировать будущее
развёртывание заранее в графической среде, это уже отмечалось в
обсуждении. Видимо этим компаниям не хватает какого-то функционала
штатной system-config-kickstart, раз они делают свои генераторы.

Мы от RedHat унаследовали отсутствие стройной системы конфигурирования.
В Debian и based есть debconf и dpkg-reconfigure, решающие задачу
управления конфигурацией пакетов отдельно от пакетной базы, делающие
возможным использовать один и тот же пакет в разных конфигурациях или
менять его настройки через фронтэнды, не внося порчу в целостность
системы. Установщик Debian -- это набор вызовов dpkg-reconfigure.

И наш текущий конфигуратор (альтератор) ничего такого не предоставляет.
У каждого модуля есть что-то где-то своё. И у RedHat изначально был
только /etc/sysconfig со значимыми переменными конфигурации для
стартовых скриптов, и множество пакетов system-config-SOMETHING, в
какой-то степени аналог наших модулей альтератора,
system-config-kickstart -- один из таких модулей, позволяющий
сгенерировать ks-файл для безмолвной развёртывалки.

--
WBR, Leonid Krivoshein.