[devel-distro] netstart: ядро+initrd для сетевой загрузки других дистрибутивов

Антон Мидюков midyukov-anton at ya.ru
Mon Sep 13 04:27:25 MSK 2021

13.09.2021 06:01, Leonid Krivoshein пишет:
> [...]
>

> Антону Мидюкову практически удалось воплотить в m-p идею мини-образа ISO, позволяющего устанавливать (загружать или запускать) другие "большие" дистрибутивы без предварительного скачивания и записи на флэшку. В мини-образе netstart нет собственного stage2, есть только ядро и initrd, даже несколько на выбор. Основной дистрибутив он закачивает по сети прямо с нашего http/ftp-сервера. Анонса ещё не было, т.к. видимо ещё не всё дотестировано и не удаётся добиться идеала, а у меня как раз возникло понимание причин и хотел бы это здесь обсудить.

Анонса не было, так как у меня, как помнишь, установка regular-jeos-sysv.iso дальше первого шага не идёт :-)

> I. Зачем вообще нужен netstart?
>
> 1. Можно не записывать образы на флэшку, а ставить систему или загружать live сразу по сети.

Но не хватает возможность вбить имя stage2 в bootchain. Да и выбора, как в propagator, между dhcp и настройки static в altboot нет.

> 2. С его помощью можно тестировать сетевую загрузку силами сообщества на очень разном железе.

Можно, но нужно, чтобы сервер отдавал быстро образы. Наверное, стоит использовать зеркало яндекса.

> 3. Потенциально можно отказаться от main repo на диске и использовать сетевой репозиторий, тогда и установочный диск станет очень небольшим, а ставиться будет лишь актуальная пакетная база. Для Сизифа это особенно интересная возможность, т.к. он меняется непрерывно.

Это отдельная задача же. Реализуется правкой инсталятора. Но, как гарантировать, стабильность установки в условиях изменяющейся пакетной базы, вопрос актуальный.

> 4. Сильно упрощается жизнь желающим попробовать сразу несколько регулярок или стартеров. В перспективе это можно использовать и для продуктов.
>
> II. Ограничения.
>
> 1. Модули ядра в stage2 загружаемого дистрибутива должны соответствовать ядру и набору модулей в netstart. Хотя, я загружался и без полного соответствия.

Главное, чтобы совпадала версия ядра.

> 2. Бесполезно задавать ramdisk_size=... -- размер скачиваемого образа заранее неизвестен. Данная проблема уже решена: нужно просто не указывать этот аргумент изначально и для методов http/ftp будет закачиваться образ в /run/boot-image.iso (tmpfs).

Отлично. Но я пока не проверял. Торопишься с анонсом :-)

> 3. Параметры запуска каждого пункта загрузочного меню дистрибутива определяются в netstart, но сейчас это не мульти-загрузочный диск. Например, stagename=live бесполезно указывать в /proc/cmdline, т.к. заранее неизвестно, какой пункт какого дистрибутива будет загружаться.

Нужна возможность задавать в altboot.

> 4. Сейчас приходится добивать руками конечную часть пути к скачиваемому ISO-образу дистрибутива, тут легко ошибиться. Да и вообще надо знать, что и откуда скачивать. Проще выбирать, а не набивать.

Было бы здорово получать список на выбор.

> [...]
>
> Для поддержки netstart можно с пачкой ISO'шников выкладывать на сервер текстовый файл, который будет описывать загружаемые дистрибутивы и предлагаемые ими пункты меню. Тогда через bootchain можно будет загружаться так: bootchain=fg,netstart. Здесь netstart -- это шаг, который скачивает описание с ftp/http-сервера и формирует необходимые диалоги. Возможно, лучше даже не выкладывать описание на сервер, а включать его в образ stage1, поскольку конкретный netstart пригоден для вполне конкретной пачки ISO'шников и только для той же архитектуры. Изменить таким способом получится н
 е все параметры /proc/cmdline, а только те, что известны заранее, типа automatic, stagename или lowmem.

Есть же MD5SUM. Может ориентироваться на него и за одно проверять контрольную сумму?
А список получать при условии, что указан не образ, а каталог или же заданный образ не существует?
automatic переопределять, думаю, не нужно, как и lowmem. Достаточно только stagename, в том же шаге,
где прописываем путь до образа.

Также зачастую на образе есть только один из вариантов stage2. Можно перебирать последовательно: altinst, live, rescue.
Для регулярок это актуальная фича.