[Comm] sda vs. hda, легкий линукс - cвежие впечатления о "хорошо забытом старом"..

Владимир Гусев vova1971 на narod.ru
Пт Авг 28 13:56:04 MSD 2009

Снова хочу вернуться к когда-то затронутой тут теме. Забегая вперед,
хочу сказать, что советы из той темы мне все же не помогли..

Итак, исходная ситуация - имеем какой-нибудь ноутбучный раритет в
полном здравии (скажем вещь в себе Toshiba Libretto 70CT). Желаем
поставить на нее Linux (параллельно с Windows 98SE, которая до
безобразия неприлично быстро работает, включая все программы под ней).

Так как я уже упомянул, что это "вещь в себе", то вынимаем жесткий
диск, подцепляем к IDE-шине через переходник к какому-нибудь компу не
первой свежести и начинаем разбиение диска, установку осей и т.д.

Установка проводилась в следю. последовательности

1. Предварительная разбивка диска средствами досовского partition magic
6.0+выделение разделов под будущий линукс (ext2+swap)
2. Установка win 98 se
3. Установка ALT Linux 4.1.1 mini (где якобы только icewm) с
загрузчиком lilo в MBR с возможностью загрузки Осей.

Первые 2 пункта прошли нормально. Так как win98 еще не следит за
изменением определенного количества устройств, то воткнув винт обратно
в libretto при наличии драйверов тут же, на диске, все будет в ажуре.

Что касается третьего пункта, то я надеялся, что обойдется.. Установил
с 4.1.1 icewm-minimal  - в /usr из 1.1 гб занято 800-900.. а кроме ядра,
иксов, и, собственно icewm, практически ничего существенного нет!

Я стал отслеживать по Синаптику, что же установлено. Снес все,
касающееся ati и nvidia (libretto ведь), начал смотреть пакеты
относящиеся к печати - снес все, оказалось под 300 мб только пакетов,
относящихся к печати. Словно человек собирается печатать тексты, не
имея возможности их там же набирать, ибо места уже не хватает
катастрофически. При удалении пакетов я отслеживал зависимости, кое-что
пришлось оставить, что-то безжалостно удалить (руководствуясь реалиями
- печатать на Либретто явно не собираюсь). В итоге от 800-900 мб
осталось занято лишь 300. Причем все зависимости соблюдены, а исходные
позиции (ядро, иксы, icewm и мелкие консольные утилиты) остались
прежними.

Теперь я поставил порядочное количество реально нужных de-независимых и
по возможности легких пакетов - abiword, gnumeric, evince, epdfviewer,
djview, xchm, medit, leafpad, smplayer, xmms, mpd+gmpc, gftp,
cinepaint, sylpheed (или claws по вкусу), dillo, seamonkey, fbreader,
pybookreader и т.д. В общем то, что реально делает рабочую станцию
действительно рабочей в обывательском смысле слова и минимальной
(отталкиваясь от тех же размеров исходного minimal). При этом старался
выбирать пакеты с малым количеством зависимостей и по возможности менее
ресурсоемкие..

Короче, работа была кропотливая. Однако все это перечеркнуло "хорошо
забытое старое" - sda супротив hda. как это повелось относительно
недавно в новых версиях ядра..

В донорском компьютере разделы опознались как sda, в родном - как hda.
несмотря на то, что все записи в нужных местах были оформлены опираясь
на by-id и by-uuid, ночего не помогло - линукс в родном компе не
захотел грузиться, причем не было ругани про initramfs, просто на этапе
udevd все просто останавливалось без признаков жизни - ничего не
подвисало, но и не шло вперед к загрузке..

были попытки поставить сторонний Puppy Linux 4.2  - та же песня.
Победил всех Win98 SE. Разделы, первоначально отведенные под линукс,
отформатировал в fat32..

Но нет худа без добра. Родились вопросы, выявились по ходу дела
какие-то "подземные стуки" с альтераторовским partition manager'ом,
возникли предложения по переустройству содержимого icewm-minimal.

Итак, вопросы:

По поводу sda vs hda... В прошлом мне предлагали один единственно
"кошерный" вариант - поковыряться в initrd, подправив там загрузку
нужного модуля. Тогда я пробовал делать это - у меня не получилось.
Может что-то не так делал..

вопросы:

- можно подробнее описать это решение с mkinitrd?
- почему бы не воплотить это изначально при саой инсталляции ОС? Раньше
  ведь с теми же донорскими компами у меня проходил такой вариант (с
  ранними бета 4.0 версиями ALT linux)...

Как я вышел из положения в прошлый раз? Просто нашел донорский комп
постарше, P-1-2 и ранние третьи пентиумы пойдут для такого.. Там все и
везде будет определяться как hda.

Замечание-наблюдение:

наши инсталлятор из 4.1.1, точнее его часть разбиения и
переназначения диска в случае возврата к виндовому загрузчику
путем fdisk /mbr убивает extended раздел напрочь. Всякие partition
magic'и страшно ругаются и ничем не могут помочь... данные недоступны.

Предложение Анатолию по minimal (я не знаю, занимается ли этим Миша
Шигорин, но по форуму вижу, что этим занялся Анатолий). Я пока не знаю
точно, каков список пакетов в самом последнем sisyphus-icewm-minimal,
но считаю, что весь гигантский список пакетов, так или иначе
относящихся к печати нужно сильно проредить. Также можно убрать все эти
многочисленные nvidia-legacy и fgrlx, устанавливая изначально драйверы
ati и nv, с последующим умолчательным нацеливанием дистрибутива на
репозиторий и последующей доустановкой проприетарных драйверов самим
пользователем. Сама суть minimal - это не только _место_, но и
_ресурсы_. Минимал ставится в первую очередь на слабую машину, с
первоочередной задачей обеспечить приемлемое 2D-ускорение, которое
иксовые ati и nv в принципе дают.

По пакетам касающимся печати - вопрос - что минимально нужно
установить, кроме cups, чтобы иметь возможность печати простых текстов
на HP и Epson (хотя бы)? Самый минимум. Все эти guteprint - очень
хорошо, но... не для минимала.. Все остальное - за скобки в репозитарий.

- Не забывать ставить SysVinit-usermode. icewm все-таки...

есть еще замечания.. но не буду очень уж злоупотреблять вашим
вниманием.. если Анатолию (а может и Мише Шигорину) будет интересно -
дайте знать в личку. Я наконец-то более-менее освободился, появилось
время...

Владимир Гусев