[mdk-re] JT или война языков (fd. OO vsSO).

Alexey Korotkov =?iso-8859-1?q?ziga_=CE=C1_udm=2Eru?=
Вт Апр 2 09:28:01 MSD 2002

On Tue, 02 Apr 2002 03:21:16 +0400
Aleksey Novodvorsky <aen на logic.ru> wrote:

[...]
AN> Конечно. Но экономическая мощь  -- цель, а не средство.

На мой взгляд, всё же -- средство, а не цель. Хотя -- для кого
как...

AN> Можно ли считать
AN> СССР 60-80х экономически мощным государством?

Вопрос не такой уж простой. И однозначного ответа на него, наверно,
нет.

AN> Был бы он такой, -- не развалился бы в одночасье,  даже если принять все
AN> гипотезы о злых кознях внутри и снаружи.

Вообще-то это произошло не в одночасье, так же как и гибель
в 1917 г. Российской Империи. Тут внешне _выглядит_ как в
одночасье, но если бы не длительный подготовительный период,
не было бы такого быстрого, на невнимательный взгляд, развала.

[...]
AN> 11 сентября, Палестина, Чечня, Афган показывают, что сетевая структура
AN> может успешно противостоять иерархической при значительно меньших
AN> ресурсах.

Я вообще-то говорил о другом -- о противодействии Штатам в
их стремлении стать хозяевами мира. Ну вот, например, те же
события 11.09.2001 -- если даже отбросить все соображения
по поводу гнусности террора -- может ли БЛ оказать противодействие
США в этом их стремлении? По-моему -- нет.

[...]
AN> Конечно, биполярный мир проще и, наверное, стабильнее. Но он в прошлом
AN> безвозвратно.

Вот тут, наверно, не стоит высказываться столь категорично (про
безвозвратность). Могли ли те из нас, кому довелось жить при
советах, думать, скажем, лет 20 назад о том, что никакого СССР
(причём весьма скоро) не будет, КПСС не будет и т.д. Многим ли
такой "бред" мог прийти в голову? Так что, каким будет мир --
ещё не известно. Копии того, что было раньше, конечно, не состоится,
да это и не надо.

[...]
AN> У меня нет гипотез о возможной системе противовесов в современном мире,
AN> но победителей в нынешнем глобальном конфликте не будет.

По-моему такую систему может дать миру только Россия. Других
претендентов просто нет. И кто говорит о глобальном конфликте?
Тут ведь своего рода политическое айкидо: оценили соперника
и -- мирно разошлись.

[...]
AN> Русские филологи проделели титаническую работу по
AN> сохранению тюркских и финно-угорских языков. Сейчас же, один из
AN> декларируемых поводов перехода их на латиницу, -- отсутствие полной
AN> кириллицы на компьютерах и в сети.

Это -- именно повод. Политические игры. Один из ярких примеров таких
игр -- перевод молдавского на латиницу.

[...]
AN> Удмуртский язык может исчезнуть, что ужасно. А
AN> может взять алфавит у мадьяр, потерявши самобытность, но сохранившись.

Это никак не может помочь ему сохраниться, а будет лишь ещё
одним из примеров политических игр.

[...]
AN> Те люди, которые  хотят -- не могут.

На самом деле всё не так уж плохо. При советах нас всех упорно
превращали в "советский народ", сейчас же явственны стремления
практически всех народов России к культурной автономии, что
вполне нормально (тут есть, правда, и другая сторона этих
процессов, когда в головах политических интриганов местного
пошиба прорастают сепаратистские идейки). Есть даже определённый
протекционизм этим стремлениям со стороны тутошних госструктур.
Вот Вам конкретные плоды этих процессов -- при советах многие
городские удмурты вообще не владели родным языком (в деревнях
другая проблема была -- плохое владение русским), некоторые,
владея, стеснялись на нём говорить; сейчас, по-моему, ни у кого
таких комплексов нет, и язык родной дети учат.

[...]
AN> Проще всего вводить квоты на нацпредставительство в органах власти.

Это -- сложный вопрос. И так -- плохо, и этак -- нехорошо.
Демократия порождает слишком много сложных проблем.

AN> Гораздо сложнее дать удмуртским детям кусочек Интернета на их, пока еще
AN> родном, языке.

Во многом это сложности экономического характера. У нас здесь --
очень бедное население, даже по стравнению с рядом соседних
регионов, про Москву уж не говорю. Тут проблемы -- не только
с Интернетом, в очереди на установку телефона люди стоят
десятилетиями.

AN> Пусть они знают удмуртский и русский, иначе чудовищная
AN> смесь наречий  и блатного жаргона уничтожит все культуры.

Да. Деструктивные образования разного характера подпитываются,
в том числе, и маргиналами, потерявшими свой язык и культуру.

--
With best regards,
Alexey Korotkov

mailto:ziga на udm.ru