=?iso-8859-1?q?=5Bmdk-re=5D_=5BJT=5D_=CC=C9=CE=D5=CB=D3=2C_=D7=C9=CE=C4?= =?iso-8859-1?q?=D9_-_=CF_=C4=C9=DA=C1=CA=CE=C5?=

Serge Skorokhodov =?iso-8859-1?q?suralis-s_=CE=C1_mtu-net=2Eru?=
Ср Окт 31 18:05:15 MSK 2001

Здравствуйте!

<skip>

> [...]

AN> "черную" рабсилу, действительно, не хватает. Сейчас не
AN> хватает, когда их не хватает всем и повсюду. QT/KDE абсолютно
AN> открытый проект, даже в части Qt. У него, как и у GNOME есть
AN> координаторы. Не больше, чем у GNOME, кстати. Но вот
AN> структура проекта -- сетевая, а не иерархическая, жесткого
AN> управления -- нет. Коммерческая составляющая у Trolltech
AN> ровно такая же, как и у Ximian. Конечно, проблема привлечения
AN> средств стоит очень остро. Но не проблема стркутры! Нельзя
AN> отождествлять иерархию с порядком. Надо наконец попытаться
AN> понять, как жить в постиндустриальном обществе.

И да и нет. Дело не в иерархии или сетевой структуре. Иерархия --
частный вид сети:) Распределенные p2p-образные системы,
безусловно, гораздо жизнеспособнее и устойчивей. Помните
"Непобедимый" Лема? Но "принципы самоорганизации" должны быть
достаточно жестко прошиты в "кирпичиках", иначе у них не будет
возможности достаточно быстро самоорганизоваться и ответить на
угрозу. А угроза, с моей точки зрения, существует. И дело не в
том, платить или не платить, и даже не в том, сколько. Покупаем
же мы дистрибутивы ALT:) Тут я с Вами во многом полностью
солидарен (см. ниже).

AN> Так напишите!

Совесть гложет, но все лень:(

AN> Нет!

AN> Природа протеста описана в Манифесте GNU. Противоречие
AN> Кантовской этики и распрстраненной "индустриальной" модели
AN> разработки и распространения софта.

Согласен, но это только один компонент протеста. И он, к
сожалению, не всегда осознан и не всегда главенствует. С тем, о
чем я написал, тоже приходится сталкиваться достаточно часто при
написании bug reports и feature request:) Уточняя, я могу
сформулировать: значительную, если не самую значительную, часть
рабочих ресурсов OS/FS составляют программисты, приходящие в
движение в силу протеста "по описанному мной типу". С этой частью
приходится считаться, т.к. объективно их реальный вклад очень
велик и обойтись без него невозможно. Как следствие, приходится
мириться с отрицательными сторонами этого "электората". О Боги,
где найти путь к цели, избегающий крайностей и делающий всех
счастливыми! Нужны лидеры, пользующиеся абсолютно безусловными
авторитетами и "любовью масс", а это явление редкое...

AN> Уже отсюда -- протест против халтуры, порожденной этой
AN> моделью, хальуры, которую вынужден производить програмист. Но
AN> _никто_ и _никогда_ в community не не отрицал важности
AN> перечисленных Вами людей.

В community мало идиотов, поэтому отрицать очевидное не принято.
Но мотивация и отношение часто берут свое:(

AN> .Net будет продавливаться как тоталитарная система, а это --
AN> политика. И вопрос этот не из области маркетинга, технологии,
AN> а только из области политики. .NET -- единственный способ
AN> выжить для неэффективной стагнирующей системы, из всех сил
AN> показывающей свою _политическую_ необходимость. Ни одна
AN> суверенная держава, управляемая сколь-нибудь здравыми
AN> руководителями не допустит распространения .NET, причем не
AN> запретами, а пропагандой и развитием альтернативных решений.
AN> Ставка в этой игре -- наша с Вами личная свобода и
AN> рассуждения о "все равно продавит" здесь неуместны.

Да, пожалуй лучше "будет продавливать":) И я согласен, что ставки
тут чрезвычайно высоки. То, чего я опасаюсь -- мириады мелких
личных амбиций не позволит сконцентрировать ресурсы и создать
альтернативу в исторически приемлемый срок:( Как с Mozill'ой и
IE:(

AN> Организованность != иерархия.

Равно как и p2p-сеть:(

AN> Не понял. Начали про бесплодие Open Source, закончили --
AN> Adobe. Естественно, проектов-римейков в OpenSource много,
AN> хоть в империи MS не меньше. Но недостатка в идеях не
AN> замечал. Конечно, одной идеи мало. Нужен еще Том Сойер,
AN> который будет красить забор так, чтобы другим захотелось. Но
AN> так не только в Open Source.

Что касается OS/FS и Adobe/Apple -- то на ранней "романтической"
и "экстенсивной" стадии развития закрытая модель разработки не
входила в противоречие с инфраструктурообразующей
общественнозначимой сущностью информационных технологий :-))))) В
то время была иллюзия, что творец сможет полностью реализовать
себя в рамках коммерческой модели "американской мечты", что
позволяло запустить потенциал на всю катушку. Помните "Путь
Макинтоша" и программистов, ходящих в майках с надписью "Я
работаю по 18 часов в день и мне это нравится"? В конечном счете
прорывы при любой бизнес-модели делаются энтузиастами и творцами
и не [только] за деньги. А вот шлифовка и доводка...

Вопрос в том, какая модель сможет создать устойчивую питательную
среду для таких прорывов. Если честно, то сейчас я ощущаю OS/FS
(безусловным сторонником которого я являюсь по целой "гамме"
причин) "догоняющим", а не "лидирующим". Надежду внушает то, что
многие стратегические и "фундаментальные" направления часто
близки к OS/FS, но как мгновенно они "закрываются"! Часто
создается впечатление, что это просто временные "пылесосы идей".
А те, кто был серьезно озабочен общим благом остается с
недоработанными системами:(

AN> А Вы действительно считаете, что OpenSource
AN> маргинализируется? Не замечал. А что такое стратегическая
AN> инициатива? У кого она? Пример?

Стратегическая инициатива у разработчиков линий "планшеток" от
Palm-подобных до Newton-подобных, усилия MS в этом направлении
известны, результат этих усилий пока идет по нарастающей. Есть
примеры открытых решений, но заработает это только если
"выкатить" сразу "всю гамму" (приходится заниматься подобными
вещами в применении к медицине). Если предложить только "одно
звено" или "часть цепи", то скорее всего не сработает, только
если уж очень точно попасть в "внезапно возникшую потребность". А
MS может предложить готовую систему решений, и по началу задешево
и демократично:) А потом -- тут мы с Вами, похоже, согласны...

Стратегическая инициатива у распределенных сервисов и агентских
технологий и я во многом согласен с Ganesh Prasad, который говоря
в статье "Will open source lose the battle for the web?" на
linuxdevices.com справедливо "вопрошает": "Так что, писючная
компания будет учить гордых юниксоидов тому, как создавать
распределенные сетевые приложения?". А дело, похоже, движется в
этом направлении:) Опять же, заработает "комплексное решение", а
не "обещание комплексного решения". Задача -- сорганизоваться и
ДАТЬ готовую работающую альтернативу, причем желательно раньше. В
конце концов "перловщики" скидываются и выкупают subbatical'ы для
ведущих разработчиков:)

Стратегическая инициатива у университетов и исследовательских
лабораторий, занимающихся кластерами, гридами и др.
распределенными вычислениями (ну лень рыться в своих заметках и
искать конкретные названия и примеры:). Вы скажете, что они во
многом открыты? Так это пока, погодите немного, как только
напьются "свежей кровью" настолько, что бизнес-риски снизятся --
так сразу.., под GPL-то ничего (ну, почти ничего) не выкладывают:(

AN> Ну и пусть будут. Никто не хочет отменить Delphi. Каждому --
AN> свое.

Так безусловно! Это целая культура, и если мне во многом не
нравиться VCL, то это не делает ее хуже:) Главное, такая среда
позволяет поддерживать usability малых и любительских проектов.
Где это в OS/FS? На чем писать приблуды-полутородневки, которые
составляют добрую половину "среды обитания" пользователя? Когда
они появятся, когда коммерческие аналоги позволят работать на
уровне паттернов проектирования?

AN> "Техническая" -- не сможет, она несамодостаточна.

Это я от недостатка времени для выработки лучшей формулировки.

AN> В перестройку мне, как и многим, думаю, казалось, что "это
AN> для моих друзей строят кабинеты, вот построят и тогда....".
AN> Но власть -- не для нас. Даже над умами большинства. Но
AN> движение GNU показало, что мир для себя построить можно.
AN> Открытый мир, открытый для всех.

Сейчас ему угрожает очень серьезная опасность:( И я пока не вижу
достаточной сплоченности:(

AN> А загонять в этот мир, раскладывая приманки для
AN> всех-всех-всех -- стоит ли? Это можно сделать, но мы же
AN> первые сбежим из такого мира.

AN> Доступность -- да, usability -- да, но без профанации, без
AN> потери достоинства.

Сила GNU -- в том, что это не бизнес. По крайней мере -- [не] в
чистом виде и/или не только бизнес. Но пока я вижу и то, что в то
время, когда Debian пытается создать доступную всем среду, в
которой каждый сможет решать на компьютере встающие перед ним
задачи -- успевают измениться и задачи, и способы их решения:( В
этом смысле я и говорю, что OS/FS "маргинализуется". Или может
"маргинализоваться". Эта опасность велика и нарастает, а я не
чувствую, что способность community ответить нарастает в
достаточной мере. Митьки никого не хотят победить, и это
правильно. Но Митькам нельзя погибнуть, а защитится они могут
только сами:)

Serge Skorokhodov aka suralis
31.10.2001 suralis-s на mtu-net.ru