[mdk-re] Re[2]: [mdk-re] Re: [mdk-re] Re: Глюки.

Ср Дек 20 01:01:13 MSK 2000

Hello Roman,

Tuesday, December 19, 2000, 5:06:37 PM, you wrote:

RS> разгонам и перегревам

RS> А зря.
RS> Это из области совершенно ненаучной фантастики.
RS> Либо процессор работает верно, либо нет. Третьего - не
RS> дано.

Tertium datur, и более того, дано _только третье_: процессор "работает
верно" с определенной вероятностью. Которая зависит от (отбросим
пренебрежимые) температуры, причем, на определенном участке резко
нелинейно. Например, меняется на три десятичных порядка при
варьировании температуры на 0.1 K.

Температура же зависит _не только_ от тактовой частоты процессора и
шины и напряжения питания, _но и от_ количества переключений,
выполненных за последнее время. Которое, в свою очередь, зависит, в
том числе, и от политики, применяемой ядром для загрузки процессора.
Хотя от характера вычислений - гораздо больше.

Отсюда эффекты, обсуждающиеся в этом треде.

Плюс: 1)

процессоры с регулируемыми частотой/энергопотреблением вводят
положительную обратную связь. К >=PentiumIII это не относится;

2) температура может быть неравномерна в теле кристалла. К процессорам
общего назначения это также не относится, а вот специализированные
процессоры (например, в смарт-картах) иногда можно заставить, варьируя
напряжение питания и операции, совершать так называемые
"контролируемые ошибки", и есть методы ломки некоторых протоколов,
основанные на внесении контролируемых ошибок. Процессор общего
назначения так атаковать трудно, во-первых, потому что нет достаточно
четкой модели кристалла в отношении способностей
порождать/проводить/отводить тепло, а во-вторых, потому что эти
эффекты перекрываются различием экземпляров.

--
-- Maksim