[Junior] Среда Кумир для начального обучения программированию

Denis Kirienko =?iso-8859-1?q?dk_=CE=C1_altlinux=2Eru?=
Чт Янв 31 20:24:34 MSK 2008

Stanislav Ievlev пишет:
> Я ещё понимаю первоначальные навыки работы с компьютером, а алгоритмам
> вовсе не обязательно обучать на чём-то искуственном и далёком от реальной
> жизни, а потом ещё и заново переучивать уже на чём-то более правдоподобном.
>
> Не обучают же в математике "синус(г) и тангенс(ю)". Есть традиционная
> терминология и на надо вместо неё подсовывать жвачку.

Есть два понятия - обучение программированию и обучение алгоритмизации.
Я первоначально неправильно выразился - Кумир это все-таки среда для
обучения алгоритмизации, а не программированию. Как серьезную среду
разработки ПО, Кумир, конечно же, рассматривать не следует.

Я полностью поддерживаю мысль о том, что обучение программированию нужно
проводить с использованием настоящих инструментов. Но это
а) Не для всех школьников. Нет у школы задачи готовить программистов. Не
нужно заставлять всех школьников в принудительном порядке осваивать тот
или иной язык программирования.
б) Только в старших классах (ну относительно в старших, скажем, где-то с
8 класса).

При этом существующие средства профессиональной разработки ПО не
подходят для обучения. Они слишком отягчены ненужными деталями. Я имею в
виду как языки программирования, так и IDE. Например, нельзя учить
школьников программированию в среде, где для создания простейшей
программы нужно создать проект, пройдя через пять диалоговых окон и
отвечая на вопросы, не представляющие для школьника никакого интереса.

Я учу школьников программированию на C++. И это сложно, очень много
усилий уходит на "борьбу с языком", то есть на объяснение неочевидных
вещей (особенно, неочевидных для школьника вещей - ну да, через 10 лет
программирования на C++ он поймет, что все очень логично, правильно и
удобно). И чем меньше класс, тем, разумеется, тяжелее. Поэтому если
хочется учить маленьких школьников (5-6 класс, скажем) алгоритмизации,
то никаких настоящих языков быть не должно.

По поводу математики. В школьной математике, например, в настоящее время
не рассматриваются комплексные числа. Просто делается вид, что такого не
существует. А если вспомнить о комплексных числах, то многое из
изучаемого в курсе математики старшей школы становится просто неправдой.

А на физике и химии школьникам демонстрируют "опыты" с использованием
специального учебного оборудования. А опыты эти очень далеки от
настоящей физики и химии, хотя суть вещей показывают правильно. И все
довольны.

Здесь так же. Учебная среда разработки должна быть. Далекая от
настоящих, профессиональных сред, но правильно демонстрирующая суть вещей.

--
Денис