[devel] подсистема настройки сети в дистрибутивах

Alexey Shabalin a.shabalin на gmail.com
Ср Апр 17 20:21:40 MSK 2024

День добрый.
Хочу поднять обсуждение о подсистеме настройки сети в наших дистрибутивах.
Ситуация сейчас следующая:
- в рабочей станции и других дистрибутивах с GUI используют NetworkManager
- в сервере есть попытка перехода на systemd-networkd (почему поытка -
ниже :). etcnet оставлен как запасной вариант.

При этом настройщик сети в инсталяторе alterator-eth гвоздями прибит к
etcnet. То что в нем можно выбрать NetworkManager или networkd на
самом деле "обманка", настроить можно только статику или динамику на
интерфейсе (а для NetworkManager и этого кажется нет, могу ошибаться).
Никаких bridge, bond, vlan недоступны для настройки для NM или
networkd в alterator-eth.

Сам проект etcnet в стагнации. Не развивается, только закрываются
откровенные баги.
И есть серьезные причины избегать его использования.
Например, service network reload по факту делает restart всей сети, в
том числе теряет подключение всех виртуальных машин к bridge, после
чего виртуалки приходится переключать заного к "виртуальному
коммутатору". Т.е. нет возможности применить только изменения в
конфигах, кладется вся сеть целиком.

Итого: уходим от использования etcnet в дистрибутивах, но
alterator-eth еще не готов для использования с другими подсистемами
настройки сети.

Предложение:
Давайте рассмотрим вариант использовать в дистрибутивах netplan
https://netplan.readthedocs.io/en/stable/structure-id/
Расписывать все плюсы и минусы я тут не буду. Только основные.
Плюсы:
- работает и с NetworkManager и с networkd. Причем можно чётко указать
что использовать
- один конфигурационный файл, нет нужды править множество кофигов.
(хотя yaml для кого-то может быть минусом)
- умеет настраивать bond, bridge, vlan, openvswitch, wireguard, wifi,
тунели. Вроде все что нам обычно нужно.
- есть dbus интерфейс (может пригодиться для нового alterator)
- netplan apply применяет изменения настроек, без полной перезагрузки сети

Минусы:
- админские утилиты на python

Если перерабатывать alterator-eth, то может сразу на использование
netplan, который умеет генерировать настройки для NM и networkd?

PS: я не призываю удалять etcnet из сизифа. Я говорю о дистрибутивах,
которые по факту уходят от использования etcnet.

--
Alexey Shabalin