[Desktop] 4.1 Desktop взгляд постороннего

ALT Linux User altlinux.mailbox на gmail.com
Сб Апр 18 13:06:01 MSD 2009

2009/4/18 Volkov V.B. aka Shkoliar <shkoliar@>:

> Это не взгляд постороннего, почитайте обязательно комментарии к статье до
> конца, вторую страницу особенно. Это взгляд предубежденного человека,
> намеренно
> производящего действия с заранее известным результатом.

Прочитал и статью и комментарии. Комментарии типа "это пропаганда
против линукса", извините, серьёзно не воспринимаются.

На мой взгляд, очевидно, что если существует некая более другая
пользовательская система для десктопа, которая однозначно доминирует,
то все вновь приходящие в эту нишу системы, волей-неволей будут
сравнивать с ней. Разумеется, отличия будут взяты на заметку и описаны
наряду с собственно оценкой продукта.
Ничего сверхестественно злобного, а уж тем более "пропагандистского" в
таком подходе нет.

Некий сотрудник, некой редакции взял целевой дистрибутив и попробовал
его применить согласно прилагаемому описанию. Зафиксировал свой опыт и
поделился им. Никакой порочащей ругани там нет. И в каком месте в
означенном опыте было предубеждение?
Более того, IMHO означенный сотрудник действовал противоположно
обвинениям: проявив настойчивость, он всё же попытался довести свой
опыт до логического конца. В моей, к примеру, практике ознакомления
людей с линукс, как только дело доходило до серьёзного затыка при
инсталяции (не грузится инсталлер вообще, нет иксов и т.д.) люди
просто отказывались пользоваться дистрибутивом. Имели ли они моральное
или какое угодно право делать так? Безусловно да. Если у человека
что-то не работает, то он скорее постарается воспользоваться чем-то
другим, чем наладить неработающее. Это устойчивый стереотип поведения
и воевать с ним - довольно сложно.
Действия редакционного подопытного были довольно незатейливы, это
правда, но так ли уж они отличались от действий любого другого
пользователя, решившего попробовать пользоваться линукс? IMHO - нет.

По моему скромному мнению, достаточно большая часть пользователей,
пробующих работать с линукс пала жертвой внушения неправильного
позиционирования линукс, как системы.
За последние несколько лет количество материалов в средствах массовой
информации, которые позиционируют линукс как конкурента оффтопику,
выросло на пару порядков. Мне такое позиционирование кажется
неправильным, даже вредным. Поясню почему.

Конкурент, конкуренция, подразумевают лишь различия в количественных
переменных, но никак не различия на качественном уровне. Поле, методы,
"аура" конкурентной борьбы как бы объявлены априори общими для всех
участников. Отсюда получается, что как конкурент оффтопика, линукс
исповедует те же инструменты общения с системой, ту же идеологию
общения с системой, ту же нишевую среду. Но ведь это не так!

Проиллюстрирую свою мысль уже наболевшим WiFi.
Не секрет, что WiFi устройства проходят строгую сертификацию на
государственном уровне по радиочастотам, помехам и прочим весьма
важным вещам. Фирма производитель WiFi устройства обивает пороги
соответствующих органов, оплачивает проверки, тесты, сертификаты,
лицензии на свой драйвер, который контролирует работу продаваемой им
железки.

Здесь, идеологические требования линукс об открытости всех источников
наталкиваются на описанные выше интересы и проблемы разработчика. Не
будем обсуждать правомерность или моральные аспекты позиций, -
достаточно того, что они есть и понятны. И если в оффтопике
результирующая позиций производителя железа и потребителя-пользователя
заключена в закрытый драйвер и это естественно для проприетарной
рыночной ниши, то для линукс такое положение дел имеет совершенно
другой оттенок, негативный, поскольку идёт в разрез с самой идеологией
системы, которая никак не равна проприетарной.

Отсюда получается, что в отношении драйверов, оффтопик и линукс никак
не могут быть конкурентами, поскольку существующие фактические подходы
в отношении к драйверам различны. Продолжая, отсюда вытекает прямая
разница в функционировании или существовании технологий для обех
платформ. В один и тот же момент времени, то, что без проблем
существует для проприетарной платформы, может быть затруднено или даже
не существовать вовсе для свободной платформы.

Результируя сказанное, хотел бы подчеркнуть, что IMHO линукс -
*альтернатива* оффтопику, но никак не конкурент.

Позиционирование линукс как конкурента, привело к следующиму
ошибочному мнению пользователей о линукс: Линукс - это такой оффтопик
без вирусов. Но как было проиллюстрировано выше, это *совсем* не так.
И столкнувшись с этим фактом на собственной шкуре, пользователь
составлял неправильное, зачастую негативное мнение о линукс, ведь
пользователя *изначально* неправильно сориентировали.

Говоря достаточно общо, оффтопик - рыночный продукт с отлаженными
механизмами передачи технологий от производителя - пользователю.
Платой за это является полное подчинение пользователя курсу фирм -
участников рынка.
Линукс же - *альтернативная система*, реализующая попытку дать
пользователю инструменты, делающие его независимым от проприетарного
давления в компьютерной сфере.

IMHO этот момент очень важен и именно он должен быть "поднят на
знамя". Линукс - это полноценная и мощная альтернатива, а не
искалеченный и слабый конкурент - квази-калька. Полезно подчеркнуть,
что Линукс - имеет полное право на свои особенности, поскольку не
конкурент, а *альтернативный подход*. И он не играет по проприетарным
рыночным оффтопиковым правилам, а *устанавливает свои*, поскольку
является самодостаточным решением.

Возвращаясь к статье про ALD 4.1 хочется отметить, что на мой взгляд,
проблемы тоже есть. Впрочем, своё мнение, видение и предложения я уже
неоднократно описывал в рассылках.
Мне кажется, сейчас надо как-то по-другому взглянуть на имеющиеся
ресурсы вокруг ALT, реконфигурировать их согласно актуальным
требованиям, спокойно и чётко составить план развития и следовать ему.

IMHO, приоритетно сосредоточиться на создании *альтернативы*
оффтопику, а не очередного "конкурента".

2009/4/18 Gennadii Redko <uit1@>:
> Симметричный ответ на статью  - вот:
> http://citkit.ru/articles/1300/
>
> Такой же несправедливый, кстати.
> Но видимо нарочно.

Мне кажется, такие статьи как раз и дискредитируют линукс и свободное ПО.

Странно, что для критики оффтопика выбирается такой неуклюжий, полный
противоречий да и просто откровенно глупых наветов метод.

Оффтопик - мягко говоря, *далеко* не идеальная система и совсем не
нужно передёргивать или намеренно искажать какие-либо вещи, что бы
написать грамотную критическую статью.

Честность и объективность - лучшие друзья в вопросах критики, а эта
статья - своеобразная смесь женских советов, а ля как раздразнить
виндового админа на работе и притянутых за уши искусственных
нестыковок.